Хрущобы стратегического назначения Местный вариант национальной программы «Доступное жилье» обеспечит инвесторам доступ к собственности граждан

Квартиры в хрущевках принято считать непрестижными – неудобная планировка, низкие потолки, теснота, никудышная теплоизоляция, отсутствие лифтов и мусоропроводов. Казалось бы, граждане должны только радоваться перспективе переселения в новые, современные дома. Но прежде чем радоваться, неплохо осознать – они больше приобретут или потеряют в процессе массового переселения? Собственно жилье в хрущобах действительно убого. Однако населяющие их «бедняки» являются обладателями богатства, о котором не всегда подозревают: это та самая относимая к домам земля, собственниками которой, по сути, являются владельцы жилья.

На заседании правительства Петербурга в конце марта этого года губернатор Валентина Матвиенко обрушилась с резкой критикой на приоритетный национальный проект «Доступное жилье» и предложила правительству Петербурга принять свой проект реализации национальной программы. Было объявлено, что основой регионального проекта станет «реновация» застроенных городских территорий. В качестве эксперимента Валентина Матвиенко предложила расселить целый квартал ветхого и аварийного жилья. Невзирая на то, что большая часть жилых площадей приватизирована гражданами, – а значит, они имеют право собственности не только на квадратные метры в этих домах, но и на относимые к ним земельные участки.

Губернатор поручила в двухмесячный срок подготовить соответствующий местный законопроект (он должен быть представлен до 28 мая этого года). Логика градоначальника такова: «Некоторые жильцы при расселении согласны, некоторые нет, а если мы разработаем законопроект, который будет регулировать реновацию отдельно взятого квартала, то подчиниться обязаны будут все». За образец намерены взять столичный закон «О гарантиях Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» .

Приглянувшийся Валентине Матвиенко московский закон, в частности, предусматривает возмещение изымаемых у собственников площадей в денежной или натуральной форме. При этом поясняется: «Оценка рыночной стоимости жилых помещений производится по единому стандарту оценки, утвержденному в установленном законодательством порядке, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками за счет отселяющего лица». Надо ли объяснять, чьи интересы будут учитываться экспертизой, оплаченной инвестором? Что же касается не собственников, а нанимателей жилья, то им светит отселение на маневренную площадь или предоставление «благоустроенного жилого помещения» на условиях найма.

При этом «нанимателю, имеющему площадь, превышающую норму предоставления, жилое помещение предоставляется в размере не менее установленной социальной нормы на одного человека». Но – и не более!

Получается, заявленная программа реновации вызвана к жизни скорее не ветхостью или аварийностью зданий, намеченных к расселению и сносу, а желанием освободить территории от построек и живущих там людей в интересах инвесторов. И объявленная программа, при всей сопровождающей ее популистской риторике, по сути, означает массовое принудительное выселение людей из обжитых районов с развитой инфраструктурой – в районы, интереса для инвесторов не представляющие.

Не приходится сомневаться, что инвесторы, «вписанные» в контекст реализации приоритетной национальной программы, получат статус «стратегических» – со всеми вытекающими из него преференциями (льготные условия строительства, внеконкурсное выделение земельных участков и прочее.). А собственников жилья этот самый контекст вообще лишит права голоса – их согласие на переселение не потребуется, если изъятие домов и территорий будет проходить для «государственных нужд». Почему только этими самыми «госнуждами» де-факто оказываются интересы частных инвесторов, а не рядовых граждан (на обеспечение коих комфортным и доступным жильем вроде бы направлена национальная программа) – это вопрос.

Татьяна Лиханова

За избавление от догм  »
Юридические статьи »
Читайте также