Франчайзинг двигает бренды в регионы

СПб. Иностранные франчайзеры еще настороженно относятся к российскому рынку, а отечественные компании все чаще выбирают франчайзинговую схему для развития.

Такой вывод сделали на встрече Санкт-Петербургской предпринимательской группы в "Центре предпринимательства США-Россия".

В России юридически нет понятия франчайзинга: согласно Гражданскому кодексу (ст. 54) подобные отношения регламентируются "договором коммерческой концессии", а на самом деле заменяются лицензионными договорами на использование торговой марки: он требует меньшей волокиты с оформлением, регистрацией и т.д.

Артем Васютин, менеджер налогово-юридического департамента компании Deloitte: "Де-юре договоров коммерческой концессии чрезвычайно мало. Именно это и тормозит развитие франчайзинга. Иностранным компаниям нужно думать о правовой защите. Ведь кроме товарного знака, который защищается лицензионным договором, компания дает ноу-хау, технологию бизнеса. В какой-то момент франчайзи скажет: мне не нужен торговый знак, но я знаю, как работает этот бизнес, и могу его воспроизвести. И создаст собственный бренд".

"Проблемы возникают из-за того, что франшизы не адаптированы под российское законодательство, - согласен Виктор Афонин, руководитель отдела бизнес-брокеров МГБ СПб "Магазина Готового Бизнеса СПб" (74967)*. - Часть иностранных компаний из-за этого вообще не могут продать франшизу и уходят с рынка".

Из неудачных примеров франчайзинговых сделок можно назвать опыт Subway. Первый магазин по договору франчайзинга открылся на Невском пр. в 1994 г. Однако, не проработав и года, он закрылся из-за конфликта с российским партнером ЗАО "Минутка". Снова сеть пришла в Петербург только через 10 лет, опять прибегнув к франчайзинговой схеме. По словам Виктора Афонина, конфликты между иностранным франчайзером и российскими компаниями возникали у сети кафе "Баскин Роббинс", ресторанов быстрого обслуживания "ГрильМастер". А финская сеть ресторанов фаст-фуд "Кэролс", успешно развивающаяся на мировом рынке, открыв первый магазин в 1994 г., в 2000-м свернула бизнес и вообще ушла из Петербурга.

Некоторые иностранные бренды, такие как "Макдональдс", привили России собственную технологию бизнеса, которая успешно прижилась и опыт которой стали использовать российские предприниматели для развития собственных сетей, но с национальным колоритом (к примеру, "Блиндональдс"). Попытки российских франчайзеров выйти на европейский рынок пока единичны, к примеру, "Евразия Холдинг" (34276)* продал франшизу партнеру в Лондоне.

Спрос на ритейл

В современном виде франчайзинг существует с 50-60-х гг. XX века. Первая франшиза в России ("Баскин Роббинс" в Москве) была куплена в 1993 г. В 1997-м появилась Российская ассоциация франчайзинга, с 2003 г. можно говорить о бурном развитии этой сферы.

В России работают около 400 франчайзеров и 2,6 тыс. франчайзи. Совокупный оборот этих компаний составляет $?4,63 млрд. Во франчайзинг вовлечены около 80 сфер деятельности, в основном это розничная торговля (преимущественно не продуктовый ритейл), общепит, сфера услуг. Роялти (платежи за использование технологии бизнеса франчайзера), как правило, составляет 5-7% от объема продаж, у крупных ритейлеров может составлять менее 1%.

"Наибольшим спросом пользуются франшизы стоимостью $15-35 тыс. Это небольшие магазины, кафе. Часто заведомо успешные бренды сильно завышают стоимость франшизы, заявляя суммы на уровне $100 тыс. и выше. Дорогие франшизы, как правило, у ресторанов - суммы сделок доходят до $1 млн", - говорит Виктор Афонин.

Виктор Афонин, руководитель отдела бизнес-брокеров МГБ СПб "Магазина Готового Бизнеса СПб", считает, что проблемы возникают из-за того, что франшизы не адаптированы под российское законодательство.

$15-35 тыс. - стоимость франшиз, которые пользуются наибольшим спросом.

Мустакаева Айгуль

Торговцы хотят гласности  »
Юридические статьи »
Читайте также