Штатная ситуация

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

Некоторые считают, что штатное расписание нужно только для того, чтобыкадровик знал, сколько еще вакансий есть на предприятии, да еще для того, чтобыпоказывать его при проверках трудовой инспекции. Однако, по мнению нашейчитательницы Ирины КУЗНЕЦОВОЙ, руководителю и бухгалтеру оно тоже может оченьпригодиться.

Не просто перечень

Все началось с того, что однажды мой работодатель, Иван Баранкин, сказал, чтонам нужно будет разработать штатное расписание. Честно признаться, эта просьбаменя удивила и озадачила. Ведь необходимость иметь штатное расписаниепредусмотрена статьей 57 Трудового кодекса, и речь в ней однозначно идет толькоо штатном расписании организации.

Своими сомнениями я поделилась с Иваном Борисовичем. Однако он ответил, чтодело не в требованиях законодательства, а в потребностях нашего производства.Иван Борисович сказал, что в последнее время его бизнес по производствузамороженных полуфабрикатов идет в гору, и он собирается расширять производство.В частности, будет закупать дополнительное оборудование и нанимать новыхработников.

– Возможно, что я даже приглашу соинвестора и зарегистрирую ООО, – делилсяпланами Баранкин. – Поэтому я хочу составить бизнес-план. А для этого мне нужнорассчитать общее количество сотрудников исходя из планируемых объемовпроизводства, определить необходимое количество работников в разрезе ихспециальностей и квалификации, установить предполагаемые оклады, чтобы иметьпредставление о сумме предстоящих расходов на оплату труда. Из штатногорасписания будет наглядно видно структуру предприятия, кто кому подчиняется икто за что отвечает. Так что штатное расписание – это не просто формальность, адокумент, необходимый в работе. И еще я недавно прочитал, что сейчас Думарассматривает проект поправок в Трудовой кодекс, – добавил начальник. – В немпредложено заменить понятие «организация» на понятие «работодатель». Это сделаноспециально для того, чтобы нормы трудового законодательства одинаковоприменялись всеми хозяйствующими субъектами. И фразу «в соответствии со штатнымрасписанием организации» из статьи 57 предложено изложить в формулировке «всоответствии со штатным расписанием». Если эти поправки будут приняты, то«штатку» придется составлять всем работодателям. И если у нас не будет этогодокумента, нас могут оштрафовать по статье 5.27 Кодекса об административныхправонарушениях.

– Не думала, что вы такой юридически подкованный, – съязвила я.

– Поэтому я и процветаю, – с серьезным видом заявил Баранкин.

Расписываем штаты

Итак, мы приступили к составлению штатного расписания. Сначала мой начальникподсчитал, сколько новых работников нам понадобится, и на какие должности. Затемя на альбомном листе «изобразила» предполагаемую организационную структурунашего будущего ООО. И уже эту схему я стала преобразовывать в таблицу, аточнее, заполнять унифицированную форму № Т-3 «Штатное расписание».

Вопросы начали возникать у меня с первых же минут заполнения формы. Менясмутила формулировка «Штатное расписание на период с “__” ____20__ г.». Я всегдадумала, что если речь идет о периоде, то у него должны быть сроки начала иокончания. То есть не только «с», но и «по». В форме Госкомстата никакого «по»не было. Я задумалась: надо ли определять срок действия штатного расписания,например, с 1 января по 31 декабря 2006 года и затем ежегодно утверждать«штатку» заново? Или достаточно просто установить, что расписание вступает вдействие с конкретной даты на неопределенный срок?

Я позвонила своей знакомой, которая работает руководителем службыделопроизводства одного банка. Она сказала, что они определяют только датуначала действия штатного расписания. Если в банке вводятся новые должности илипроисходят другие изменения в штате структурных подразделений (например,увеличение окладов), то они просто вносят изменения в штатное расписание.Оформляют их приказом руководителя. Количество изменений, которые можно вноситьв «штатку», закон никак не ограничивает. «А когда их накапливается слишкоммного, то мы утверждаем новое расписание с учетом всех этих изменений», –подытожила подруга. Я решила, что буду делать так же, тем более что частыхпередвижек у нас не предполагалось.

Еще подруга обратила мое внимание на графу «Должность (специальность,профессия...)». Она сказала, что наименование должностей и специальностейпредприятие может устанавливать самостоятельно. Но если федеральные законыпредусматривают льготы или устанавливают какие-либо ограничения для определенныхдолжностей, специальностей или профессий, то, по статье 57 Трудового кодекса, ихнаименования должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационныхсправочниках, которые утверждает Министерство труда.

«На прежнем месте работы кадровичка записала всех сотрудников хозяйственногоуправления под общим наименованием “специалисты хозуправления” – 16 единиц, –привела пример подруга. – Среди них были водители, уборщицы, сторож,завскдладом, снабженцы, которые закупали мебель, хозинвентарь и канцтовары.Потом долго пришлось объяснять проверяющим, почему отдельным “специалистам” мывыдали спецодежду, а некоторым из них еще и зимний комплект обмундирования».

Я на всякий случай не стала изобретать велосипед и написала должностиработников так, как они указаны в справочниках, например в выпуске 49 Единоготарифно-квалификационного справочника, раздел «Производство мясных продуктов»,который утвержден постановлением Минтруда от 5 марта 2004 г. № 33.

Остальные графы я заполняла с помощью Указаний по применению и заполнениюформ первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата от5 января 2004 г. № 1.

В частности, графу 4 «Количество штатных единиц» по должностям, на которые мыхотели взять совместителей, я заполнила в долях (например, маркетолог – 0,25,экспедиторы – 2,5).

Оплату сотрудникам отдела сбыта мы установили по системе «оклад плюспроценты». Поэтому графу 5 «Тарифная ставка (оклад) и прочее» по такимработникам я заполнила следующим образом «5000 руб./месяц + 2% от объемареализованной продукции».

В графе «Надбавки» мы предусмотрели доплату 800 рублей в месяц сотрудникампроизводственного цеха, которые имеют профильное образование (например, технологпродуктов общественного питания). Для «увеличения лояльности сотрудников отделасбыта», а точнее, для того, чтобы они не перешли со всей своей клиентской базойк другому производителю, мы установили надбавку 10 процентов от оклада за каждыйпроработанный год.

Расписание поможет вычету

Предпринимателям или небольшим фирмам, у которых нет главного бухгалтера,штатное расписание может понадобиться для того, чтобы их покупатели моглиполучить вычет по НДС. Дело в том, что инспекторы могут отказаться признаватьсчета-фактуры, на которых отсутствует подпись главного бухгалтера. Поэтомувыдавать такие счета-фактуры лучше сразу же в комплекте с письмом о том, что вштате фирмы отсутствует бухгалтер. Обычно этого бывает достаточно, чтобы снятьпретензии налоговиков.

Если же дело дойдет до суда, имейте в виду: судьи считают, что если в штатефирмы нет бухгалтера, то «его подписи на указанных выше счетах-фактурах не можети не должно быть» (постановления ФАС Поволжского округа от 12 апреля 2005 г. №А72-10062/04-12/284 и от 1 марта 2005 г. № А65-11609/04-СА1-32).

Должность — не помеха для расходов

Некоторые налоговые инспекторы считают, что если в штатном расписаниипредусмотрена должность, например, юриста или маркетолога, то расходы на оплатууслуг сторонних юристов или маркетологов учесть при налогообложении фирма уже неможет. Но соглашаться с ними не стоит. Для учета расходов при расчете налога наприбыль достаточно, чтобы услуги были оказаны в рамках производственной иликоммерческой деятельности, направлены на получение дохода и подтвержденыдокументально (ст. 252 НК). Арбитражная практика это подтверждает (постановлениеФАС Московского округа от 4 июля 2005 г. № КА-А40/5566-05, Северо-Западногоокруга от 12 января 2006 г. № 42-13583/04-2, Западно-Сибирского округа от 28февраля 2005 г. № Ф04-654/2005(8619-А27-37)).


Профильный комитет Госдумы рекомендовал вернуть ко второму чтению законопроект, запрещающий использование в рекламе пива образов людей и животных.  »
Юридические статьи »
Читайте также