Дамба и "Морской фасад" экологов не пугают

После наводнения в Новом Орлеане снова активно обсуждается вопрос о завершении строительства комплекса защитных сооружений Петербурга.

Дамба в ее нынешнем недостроенном виде не может защитить город от наводнения, поскольку водопропускные сооружения, закрывающиеся при изменении уровня воды, не работают, считает директор по экологическому аудиту аудиторской компании "Конто" Геннадий Ятманов, возглавлявший экспертную комиссию "Росприроднадзора" по Генплану развития Петербурга. Наводнения наносят ущерб имуществу и городской инфраструктуре, оказывают разрушающее влияние на фундаменты старых зданий, являющихся уникальными архитектурными и историческими памятниками. Эти здания уже пережили самое крупное в истории города наводнение 1924 года.

Одним из основных аргументов против строительства дамбы было предположение о том, что она может привести к значительному загрязнению и заболачиванию Невской губы. Однако, по словам Геннадия Ятманова, основной причиной загрязнения является не дамба, а неочищенные сточные воды. Даже с введением в строй в этом месяце Юго-Западных очистных сооружений сточные воды в городе будут очищаться на 85%, и это считается большим достижением. Все неочищенные воды в конечном итоге попадают в Невскую губу. Завершение строительства дамбы позволит восстановить нарушенный баланс водообмена в северном и южном районах от Кронштадта, а водопропускные сооружения могут использоваться для управления качеством воды в Невской губе.

В целом экологическая ситуация в городе сейчас гораздо лучше, чем была 20 лет назад, убежден Ятманов. В начале 1990-х годов был существенный промышленный спад, поэтому сократилось негативное воздействие на окружающую среду, изменения были настолько существенными, что даже в черте города качество воды вполне укладывалось в санитарные нормативы.

При разработке Генплана был проведен тщательный анализ всех компонентов, влияющих на экологическое состояние городской среды.

Новые инвестиционные проекты - например, "Морской фасад" или "Балтийская жемчужина", вопреки расхожему мнению, не должны привести к ухудшению экологической ситуации в городе. Эти проекты имеют серьезные проработки в экологическом плане, и если они будут осуществляться так, как это намечено, отрицательное воздействие будет сведено к минимуму, а в дальнейшем экологическая ситуация будет только улучшаться.

К примеру, сейчас береговая линия западной части Васильевского острова - это кучи банок, бутылок и другого мусора. Концепцией развития "Морского фасада" предусмотрено полное благоустройство территории. Увеличится площадь зеленых насаждений. Если сейчас на одного жителя острова приходится порядка 5 кв. метров зеленых насаждений, то в результате озеленения намывных территорий станет порядка 17 кв. метров. К тому же будет построена вся инфраструктура, связанная с охраной окружающей среды. То же самое можно сказать в отношении строительства комплекса "Балтийская жемчужина", которое будет осуществляться на намывной территории, сформированной в 70-е годы прошлого века.

По словам Геннадия Ятманова, строительство "Морского фасада" имеет некоторые риски, связанные в первую очередь с незащищенностью строительных площадок от наводнений, особенно зимних, сопровождающихся взломом припая, навалами льда на берега и сооружения, поэтому необходимо проведение комплекса защитных мероприятий. Для намыва территории острова потребуется большое количество грунта, который будут доставлять из карьеров с помощью наплавных пульпопроводов. В этом случае риск связан с аварийной ситуацией при разрыве пульпопроводов. Для исключения подобных случаев необходимо соблюдение всех норм безопасности.

Таким образом, считают экологи, страхи перед новыми крупными проектами - будь то дамба или "Морской фасад" - беспочвенны. Главное, чтобы они делались с умом.

Иван Савельев

Вперед, к чистой Балтике! Долгожданный пуск Юго-Западных очистных сооружений состоялся.  »
Юридические статьи »
Читайте также