Инспектор - друг, но истина дороже

Безопасность на дорогах - зона ответственности не только дорожных служб, но и (и в первую очередь) ГИБДД. Именно дорожная милиция обязана контролировать состояние дорог, обеспечивать по ним безопасное движение и принимать неотложные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности движения (закон РФ "О безопасности дорожного движения" N 196 ).

Более того: инспектор ГИБДД обязан при обнаружении проблем, создающих угрозу безопасности движения, немедленно сообщать об этом дежурному по ГИБДД, а до устранения помех принимать меры по обеспечению безопасности и предупреждению водителей о грозящей им опасности.

Большинство водителей достаточно легко соглашаются с самой популярной формулировкой в актах инспекторов ГИБДД: "Водитель... не справился с управлением, в результате чего произошло...". Юристы советуют водителям быть настойчивыми и требовать от инспекторов ГИБДД указывать, по чьей вине водитель "не справился с управлением". Понятно, что окончательный виновник устанавливается только в процессе дознания, однако в протоколе ДТП обязательно должны быть указаны все прямые и косвенные причины ДТП (в том числе и проводящиеся дорожные работы).

Обязательно указывайте в протоколе об административном правонарушении, что вы сами ничего не нарушали, а вот знаков предупреждений не было (или они находятся в нечитаемом состоянии). Требуйте от инспекторов ГИБДД составления акта состояния дорожного покрытия с обязательным указанием имеющихся препятствий (выбоин, камней, ям, льда и пр.), а также составления протокола в присутствии свидетелей. Ваше право указать свидетелям на те факты, которые, по вашему мнению, могли стать причиной ДТП. Копия протокола должна быть вам предоставлена.

По возможности зафиксируйте место аварии на фото или видео.

Независимо от наличия видимых травм в течение 24 часов после аварии обратитесь в травматологический пункт. Не исключена возможность скрытых травм и сотрясения мозга. И не отказывайтесь от больничного листа. Если вы пролечитесь более 21 дня, то ваш больничный может стать основанием для возбуждения уголовного дела против виновников аварии.

Не болтать! Типичная ошибка: участник происшествия старается дать пояснения сразу и как можно более подробные. Но в данном случае эмоции могут навредить - сгоряча наболтаете лишнего. Помните, что любой человек вправе отказаться давать показания относительно себя, близких родственников или членов семьи на основании Конституции . Не уходите "в молчанку", а просто вежливо объясните сотрудникам ГИБДД, что у вас стресс, вы плохо себя чувствуете и пр. Дело в том, что часто при сравнении свидетельских показаний выясняется, что один человек, скажем, оценил расстояние в 30 метров, другой в 10. А впоследствии эти сведения могут быть неправильно оценены на основании его же ошибочных по цифрам показаний. Как показывает практика, дознаватели, следователи и судьи часто склонны больше верить параметрам, изложенным в пояснениях непосредственно на месте происшествия. При этом ваши эмоции не учитываются.

Если вы все же решили давать пояснения, то максимально сжатые. Акцентируйте внимание на неправомерных действиях других участников ДТП или иных лиц (например, дорожных служб), если таковые имели место. Но ни в коем случае не называть никаких конкретных цифр, например дистанции, на которой обнаружено препятствие, и т. п. Первичные пояснения лучше давать так, чтобы впоследствии их можно было дополнить, но не пришлось менять, к чему обычно следователи и судьи относятся крайне неодобрительно, что сказывается на их оценке обстоятельств дела.

Водители, старающиеся скрыться с места происшествия, на самом деле ничуть не облегчают своего положения. Вероятность того, что их найдут (и дополнительно накажут), весьма высока. А вот отсутствие на месте происшествия, неучастие в оформлении происшествия отнимут важнейшие возможности защиты.

Сотрудник ГИБДД, прибывший на место ДТП, должен выдать всем его участникам справку установленной формы, в которой указывается дата, время и место происшествия, регистрационные данные автомобилей и самое главное для результата оценки - перечень механических повреждений, полученных автомобилями. В справке он должен записать механические повреждения, обнаруженные при внешнем осмотре, и место их расположения. Следует настоять на том, чтобы в справке о повреждениях были зафиксированы все повреждения, находящиеся не только на наружной стороне кузова, но и в моторном отсеке при открытой крышке капота, в кабине и багажном отделении. Необходимо заглянуть и под автомобиль.

Никогда не подписывайте чистые бланки протокола и схемы! Внимательно читайте протокол и схему. Если вы с чем-то не согласны, там же, на месте происшествия, предъявите свои претензии. Конечно, от ДТП выполнение этих простых, но очень важных правил не спасет. Зато гарантирует объективный разбор ситуации, а значит, позволит установить вашу реальную ответственность и не оставит возможности приписать вам чужую вину.

ФАС запретила "призывные позы" в рекламе картинок для телефонов  »
Юридические статьи »
Читайте также