«Упрощёнка»: проблемы учета минимального налога и убытков

Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет" /

Владимир МАЛЫШКО, эксперт «ПБУ»

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектомобложения, - доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам налоговогопериода в некоторых случаях будут вынуждены уплачивать минимальный налог. Случитсяэто, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога за налоговый периодне превосходит величину минимального налога. Сама же величина минимальногоналога находится как 1% от доходов, определяемых в соответствии со статьей346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Доходами же при «упрощенке» признаются доходы от реализации, исчисляемые согласностатье 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии состатьей 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, а такжедоходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговымагентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 НК РФ в исчисляемые невключаются (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Напомним, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров(работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручкаот реализации имущественных прав. Выручка от реализации при этом определяетсяисходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы,услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральнойформах. Перечень же внереализационных доходов, учитываемых при использованииэтой системы налогообложения, идентичен приведенному в статье 250 НК РФ.

Датой получения доходов при «упрощёнке» признается день:

  • поступления средств на счета в банках и (или) в кассу;
  • получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественныхправ (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Исходя из этого Минфин России и налоговая служба требуют включения в налоговуюбазу по единому налогу сумм авансовых платежей, поступивших в счет отгрузкитоваров (выполнения работ, оказания услуг), в момент их получения (письма МинфинаРоссии от 05.07.04 № 03-03-05/1/58, МНС России от 11.06.03 № СА-6-22/657).Данное требование признал обоснованным и ВАС России (решение от 20.01.06 №4294/05).

 

Пример 1 Выручка за реализованные товары и имущество в 2005году у налогоплательщика с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные навеличину расходов, составила 13 945 700 руб., сумма внереализационных доходов– 418 670 руб., по переходящим работам на 2006 год поступили авансы – 228 630руб., величина понесенных расходов за год - 13 689 840 руб.

Совокупная величина доходов за 2005 год, учитываемая при определении налоговойбазы, составила 14 593 000 руб. (13 945 700 руб. + 418 670 руб. + 228 630руб.). Исходя из этого, сумма минимального налога - 145 930 руб. (14 593000 руб. х 1%). Величина же единого налога, исчисленного в общем порядке,- 135 474 руб. ((14 593 000 руб. – 13 689 840 руб.) х 15%). Так как она меньшесуммы минимального налога (145 700 > 135 474), то налогоплательщик долженбудет перечислить в бюджет сумму минимального налога - 145 700.

__________________________

Конец примера

 

Учет минимального налога

Разницу между суммой уплаченного минимального налога и величиной налога, исчисленнойв общем порядке, налогоплательщик праве включить в следующие налоговые периодыв расходы при исчислении налоговой базы. Как известно, налоговым периодом приприменении «упрощенки» признается календарный год, первый же квартал, полугодиеи девять месяцев календарного года являются отчетными периодами (ст. 346.19НК РФ).

Основываясь на вышеприведенном, Минфин России настоятельно рекомендует налогоплательщикам,применяющим «упрощёнку», включать упомянутую разницу в расходы лишь при исчисленииединого налога по итогам календарного года (письмо Минфина России от 30.09.05№ 03-11-04/2/93). Хотя ни в каких нормативных правовых документах, в том числеи действующем в текущем году порядке заполнения налоговой декларации по единомуналогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения,(утв. приказом Минфина России от 17.01.06 № 7н), об этом не упоминается. Небыло таких указаний и в ранее действующем порядке заполнения налоговой декларации(утв. приказом Минфина России от 03.03.05 № 30н).

Включение этой разницы в расходы, учитываемые при исчислении авансового платежапо налогу за отчетные периоды, может негативно отразиться для налогоплательщика.Налоговые органы по итогам камеральной проверки представленных налоговых декларацийв этом случае нередко выносят решения о доначислении авансового платежа.

Пример 2
. Продолжим пример 1. В 2006 году сумма доходовналогоплательщика составила 17 896 600 руб., величина же понесенных расходовв этом году – 15 951 124 руб.

При исчислении единого налога налогоплательщик вправе к сумме понесенных расходовдобавить и разницу между суммой уплаченного минимального налога и значениемналога, исчисленным в общем порядке в 2005 году, – 10 456 руб. Размер налоговойбазы в этом случае определяется как разность между суммой доходов, полученныхза год, и совокупностью этих величин – 1 935 020 руб. (17 896 600 - (15 951124 + 10 456)).

С учетом этого исчисленная величина единого налога составит 286 203 руб.(1 935 020 руб. х 15%), И она превосходит сумму минимального налога – (178696 руб. (17 896 600 руб. х 1%) < 286 203 руб.). Причитающейся к уплатепо итогам года сумма определяется как разность между исчисленной в общемпорядке величиной единого налога и суммой авансового платежа по налогу, определяемойпо итогам 9 месяцев.

При заполнении раздела 2 «Расчет налога (минимального налога)» налоговой декларацииза год (форма декларации утв. приказом Минфина России от 17.01.06 № 7н) величинаразницы - 10 456 руб. указывается по строке 030.

_______________________________

Конец примера

 

Учет убытка

По итогам налогового периода упомянутые налогоплательщики могут получить иубыток. Под убытком в целях главы 26.2 НК РФ понимается превышение расходов,учитываемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ над доходами, определяемымив порядке, установленном статьей 346.15 НК РФ. И в этом случае законодательобязал «упрощенцев» заплатить в бюджет минимальный налог.

Пример 3
Несколько изменим условия примера 1 - выручка зареализованные товары и имущество в 2005 году составила 12 723 500 руб.

Совокупная величина доходов за 2005 год, учитываемая при определении налоговойбазы, составила 13 392 800 руб. (12 745 500 руб. + 418 670 руб. + 228 630 руб.).Величина полученного убытка за год – 297 040 руб. (13 689 840 – 13 392 800).Несмотря на это по итогам налогового периода налогоплательщик должен перечислитьв бюджет сумму минимального налога – 133 928 руб. (13 392 800 руб. х 1%).

____________________________________

Конец примера

 

Налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периоданалоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговыхпериодов, в которых он применял упрощенную систему налогообложения и использовалв качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.При этом указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%.В случае неучета всей суммы убытка оставшаяся её часть может быть перенесенана следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 таких периодов (п. 7ст. 346.18 НК РФ).

Отметим, что уточнение по уменьшению исчисленной по итогам налоговогопериода налоговой базы начало действовать с 1 января 2006 года (введеноФедеральным законом от 21.07.05 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательныеакты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившимисилу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). Ноэто не мешало налоговикам выставлять данное требование и ранее.

Кстати, в статье 283 НК РФ, которой определяется порядок переноса убытковна будущее при исчислении налога на прибыль, используется также понятие « налоговыйпериод ». Однако это не помешало налоговикам в разделе «Расчет налоговойбазы по налогу на прибыль по операциям, финансовые результаты которых учитываютсяв особом порядке» налоговой декларации по налогу на прибыль предусмотреть строкидля учета убытка или части убытка при исчислении налоговой базы по итогам отчетногопериода. Это позволяет осуществлять и порядок заполнения налоговой декларациипо налогу на прибыль организаций (форма декларации и порядок утв. приказомМинфина России от 07.02.06 № 24н, подробнее см. комментарий «Налогу на прибыльобновили декларацию» «720 часов» № 4, 2006 ).

С требованием уменьшения исчисленной налоговой базы по итогам налогового периодана сумму убытка, полученного при использовании «упрощенки» в предыдущие налоговыепериоды, теперь остается только смириться. Однако настоятельные рекомендациичиновников о включении в расходы разницы между суммой уплаченного минимальногоналога и величиной налога, исчисленной в общем порядке, только при определенииналоговой базы по итогам налогового периода вызывают сомнения. Хотя отдельныеарбитражные суды поддерживают чиновников в этом вопросе (постановление ФАССеверо-Западного округа от 08.02.05 № А26-9974/04-213).

Пример 4
Доходы налогоплательщика в 2006 году составили17 896 600 руб., расходы – 15 951 124 руб. Данные по величинам минимальногоналога и убытка берутся из примера 3.

При исчислении налоговой базы за 2006 год налогоплательщик вправе к понесеннымрасходам за год добавить и сумму уплаченного минимального налога за 2005год, так как это значение и составит разницу между ним и величиной единогоналога, исчисленного в общем порядке. Следовательно, размер расходов увеличитсядо 16 085 052 руб. (15 951 124 + 133 928). С учетом этого величина налоговойбазы за год - 1 811 548 руб. (17 896 600 – 16 085 052). 30 процентов от неёсоставит 543 464 руб. (1 811 548 руб. х 30%). И это значение превышает размерубытка, полученного в 2005 году (543 464 > 297 040). Поэтому налогоплательщикможет уменьшить налоговую базу на всю сумму убытка. И тогда её величина снизитсядо 1 514 508 руб. (1 811 548 – 297 040).

Сумма единого налога, исчисленного в общем порядке, за 2006 год - 227 176руб. (1 514 508 руб. х 15%) превосходит величину минимального налога (227176 руб. > 178 966 руб. (17 896 600 руб. х 1%)).

К уплате в бюджет по итогам 2006 года подлежит сумма, определяемая как разностьмежду исчисленной в общем порядке величиной единого налога и значением авансовогоплатежа по налогу за 9 месяцев.

_________________________________

Конец примера

 

Законодатель, вводя вышеописанную норму по включению разницы между величинойуплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке,уточнил, что она, в том числе может увеличивать сумму убытков, переносимыхна будущее (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ). И это уточнение несколько меняеталгоритм переноса убытков.

Пример 4 Вариант 2:
сумма уплаченного минимального налогадоводит размер убытка, полученного в 2005 году, до 430 968 руб. (133 928+ 297 040). И это значение должно сравниваться с 30% налоговой базы. Онаже в свою очередь составляет 1 945 476 руб. (17 896 600 – 15 951 124).Так как (583 642,80 руб. (1 945 476 руб. х 30%) > 430 968 руб.), тополученная совокупность полностью уменьшает величину налоговой базы, доводяеё до тех же 1 514 508 руб. (1 945 476 – 430 968), получаемых в предыдущемварианте расчета.

____________________________

Конец примера

Неоднозначность нормы по «разноске» суммы уплаченного минимального налогак сожалению не всегда приводит к одной и той же величине налоговой базы, используемойпри исчислении единого налога.

Пример 5 . Используем данные примера 4 за исключением величиныдоходов, уменьшив её до 17 377 200 руб.

Вариант 1 . Последовательное уменьшение величины налоговойбазы вначале на сумму минимального налога приводит к тому, что 30% от налоговойбазы будет отсчитываться от 1 292 148 руб. (17 377 200 – 15 951 124 – 133928) и составит это 387 644,40 руб. (1 292 148 руб. х 30%). Так как данноезначение превышает сумму убытка, полученную в 2005 году (387 644,40 > 297 040), тоналогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на всю сумму убытка. Такимобразом, величина налоговой базы составит 995 108 руб. (1 292 148 – 297 040),а сумма единого налога – 149 266,20 руб. (995 108 руб. х 15%). И она превышаетвеличину минимального налога (149 266,20 руб. > 173 772 руб. (17 377 200руб. х 1%)).

Вариант 2 . При увеличении суммы убытка, полученного в2005 году, на величину уплаченного минимального налога размер налоговой базы,от которой необходимо отсчитать 30% для сравнения, составит 1 426 076 руб.(17 377 200 – 15 951 124). В этом случае общая сумма убытка превосходит лимит,установленный законодателем, - (430 968 руб. (133 928 + 297 040) > 427822,80 руб. (1 426 076 х 30%)). Поэтому налоговая база уменьшается на предельнуювеличину. И её сумма при исчислении единого налога – 998 253,20 руб. (1426 076 – 427 822,80) будет на 3145,20 руб. (998 253,20 – 995 108) больше,чем в варианте 1. Возникшую же разницу между суммой полученного убыткав 2005 году и принимаемой в уменьшение налоговой базы величиной - 3145,20руб. (430 968 – 427 822,80) налогоплательщик вправе учесть при исчисленииединого налога по итогам 2007 года.

Такой учет убытка приводит к начислению большей суммы единого налога – 149737,98 руб. (998 253,20 руб. х 15%), которая тем более будет превышатьисчисленную величину минимального налога (149 737,98 руб. > 173 772 руб.(17 377 200 руб. х 1%)).

__________________________

Конец примера

Как видим, уточняющая формулировка нормы, установленная законодателем в абзаце4 пункта 6 статьи 346.18 НК РФ, приводит к неоднозначности её прочтения. Привтором варианте учета суммы уплаченного минимального налога происходит увеличениеразмера налоговой базы и значения единого налога.

Налогоплательщики вправе воспользоваться первым вариантом учета, так как всенеустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогахи сборах толкуются в его пользу (п. 7 ст. 3 НК РФ).

 

Что перечислять?

Во всех приведенных выше примерах уменьшение налоговой базы приводило всеже к необходимости уплаты по итогам налогового периода единого налога. Но опятьже может случиться, что, уменьшение величины облагаемой базы обяжет налогоплательщикауплачивать минимальный налог.

Пример 6 Величины доходов и расходов по итогам 2006 годау налогоплательщика составили соответственно 13 556 200 руб. и 12 515 974 руб.Суммы уплаченного минимального налога и убытка за 2005 год берутся из примера3.

Вариант 1
. Величина налогооблагаемой базы, используемаяпри определении 30% ограничения, составит 906 298 руб. (13 556 200 – 12 515974 – 133 928). Предельная сумма, на которую налогоплательщик может уменьшитьналоговую базу – 271 889,40 руб. (906 298 руб. х 30%) оказывается меньше,чем величина убытка (271 889,40 < 297 040). Поэтому налоговая база уменьшаетсяна установленный законодателем предел. Таким образом, её величина при исчисленииединого налога – 634 408,60 руб. (906 298 – 271 889,40). Значение же единогоналога в таком случае – 95 161,29 руб. (634 408,60 руб. х 15%). И оно не превышаетсуммы минимального налога, исчисленного по итогам 2006 года, - (76 366,29 руб. < 135562 руб. (13 556 200 руб. х 1%)).

По итогам 2006 года у налогоплательщика образовались:

  • остаток неперенесенного убытка с 2005 года – 25 150,60 руб.(297 040 – 271 889,40);
  • разница между величиной минимального налога и значением налога,исчисленного в общем порядке, по итогам 2006 года – 40 400,71 руб.(133 772 – 76 366,29).

Вариант 2 . При этом варианте исчисления предельная величинауменьшения налоговой базы - 312 067,80 руб. ((13 556 200 руб. – 12 515 974руб.) х 30%). И на эту сумму она и уменьшается, так как (430 968 > 312 067,80).С учетом этого величина налоговой базы – 728 158,20 руб. (13 556 200 – 12 515974 – 312 067,80). Сумма же налога – 109 223,73 руб. (728 158,20 руб. х 15%)не превышает размер минимального налога (109 223,73 < 135 562).

В этом случае остаток неперенесенного убытка с 2005 года – 118 900,20 руб.(430 968 – 312 067,80), разница между величиной минимального налога и значениемналога, исчисленного в общем порядке, по итогам 2006 года – 26 338,27 руб.(135 562 – 109 223,73).

_________________________________

Конец примера

Казалось бы оба варианта исчисления в примере 6 обязывают налогоплательщикауплатить минимальный налог. Но устанавливая правила по учету суммы разницызаконодатель употребил формулировку: « суммой налога, исчисленной в общемпорядке ». Порядком определения налога установлено, что он исчисляетсякак соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст.346.21 НК РФ).

В общем порядке налоговая база для объекта – доходы, уменьшенные на величинурасходов, определяется как денежное выражение доходов, уменьшенных на величинурасходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Как было сказано выше, сумма разницы междувеличиной минимального налога и значением единого налога включается в расходыпри исчислении налоговой базы. Исчисленная же по итогам налогового периодавеличина налоговой базы затем уменьшается на сумму убытка. Поэтому по логикенапрашивается осуществление проверки до учета убытков.

Если же последовать этому, то в варианте 1 примера 6 без учета уменьшенияналоговой базы на величину убытка требуемое условие выполняется (135 944,70руб. (906 298 руб. х 15%) > 135 562 руб.). Поэтому налогоплательщик должени уплачивать величину единого налога, исчисленную с уменьшенной на убытки налоговойбазы. Тем более законодатель не обязал налогоплательщика осуществлять повторнуюпроверку.

Вероятность такого прочтения норм, установленных пунктами 6 и 7 статьи 346.18НК РФ, налоговиками не столь уж велика. Скорее всего, они будут настаиватьна одном из вариантов примера 6.

 

Ещё одна проблема

Если обратится к нормам главы 26.2 НК РФ, то принципиальных различий междууплатой единого налога и минимального налога не существует. Минфин России вупомянутом письме № 03-11-04/2/93 указывает, что минимальный налог являетсяформой единого налога. Оба эти налога, а также авансовые платежи поступаютна счета органов федерального казначейства для их последующего распределенияв бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствиис бюджетным законодательством РФ (ст. 346.22 НК РФ). Вот здесь и начинаютсяпроявляться различия.

Бюджетным кодексом РФ с момента введения главы 26.2 НК РФ были установленыразличные нормативы отчислении по уровням бюджетной системы РФ и бюджетам государственныхвнебюджетных фондов для доходов от уплаты единого налога и минимального налога.

В настоящее время доходы от уплаты единого налога распределяются территориальнымиотделениями федерального казначейства в бюджеты:

  • субъектов РФ - 90% от его величины;
  • ФФОМС - 0,5%;
  • ТФОМС - 4,5%;
  • ФСС РФ - 5%.

Доходы же от уплаты минимального налога подлежат распределению только в бюджетыгосударственных внебюджетных фондов в следующих размерах:

  • в ПФР - 60% его суммы;
  • в ФФОМС - 2%;
  • в ТФОМС - 18%;
  • в ФСС РФ - 20% (п. 2 ст. 56 и п. 1.1 ст. 146 БК РФ).

До 2005 года действовали идентичные нормативы распределения поступающих средствот «упрощенцев» за одним исключением: по 45% доходов от уплаты единого налоганаправлялись бюджет субъекта РФ и местный бюджет (ст. 48 БК РФ в редакции Федеральногозакона от 07.07.03 № 117-ФЗ).

С учетом этого Минфином России устанавливал разные коды бюджетной классификациидля перечисления единого налога и минимального налога. До 2005 года это были1030110 и 1030120 соответственно, в последующий период – 182 1 05 01 020 011000 110 и 182 1 05 01 030 01 1000 110.

Ссылаясь на приведенные нормативные отчисления, как Минфин России, так и ФНСРоссии считают, что в случае возникновения у налогоплательщиков обязанностипо уплате минимального налога по итогам налогового периода суммы ранее уплаченныхими за истекшие отчетные периоды авансовых платежей единого налога могут быть:

  • зачтены по согласованию с территориальными органами федерального казначействав счет предстоящих платежей минимального налога в порядке, предусмотренномстатьей 78 НК РФ;
  • зачтены в счет предстоящих авансовых платежей по единому налогуза следующие отчетные периоды;
  • подлежат возврату (письма Минфин России от 28.03.05 № 03-03-02-04/1/92,ФНС России от 20.09.05 № 22-2-14/1796).

Напомним, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органасумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностейпо уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если этасумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направленаизлишне уплаченная сумма налога (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Пример 7
Используем данные варианта 1 примера 6 при условии,что по итогам 9 месяцев налогоплательщик перечислил в территориальное отделениефедерального казначейства авансовый платеж по единому налогу в размере 124768 руб.

Величина минимального налога превосходит сумму перечисленных авансовых платежейединого налога за 9 месяцев на 10 794 руб. (135 562 – 124 768). И логично былобы именно эту сумму налогоплательщику и доплатить, чтобы полностью рассчитатьсяс бюджетом.

Однако подлежащую уплате сумму минимального налога - 135 562 руб. орган федеральногоказначейства должен перераспределить в соответствие с установленными нормативами,направив на счета территориальных отделений:

  • ПФР России – 81 337,20 руб. (135 562 руб. х 60%);
  • ФСС РФ – 27 112,40 руб. (135 562 руб. х 20%);
  • ФФОМС - 2711,24 руб. (135 562 руб. х 2%);
  • ТФОМС – 24 401,16 руб. (135 562 руб. х 18%).

Полученные же по итогам 9 месяцев суммы авансовых платежей единого налога– 124 768 руб. им ранее были направлены на счета формирующие бюджеты:

  • субъекта РФ - 112 291,20 руб. (124 768 руб. х 90%);
  • ФСС РФ – 6238,40 руб. (124 768 руб. х 5%);
  • ФФОМС - 632,84 руб. (124 678 руб. х 0,5%);
  • ТФОМС - 5614,56 руб. (124 678 руб. х 4,5%).

На взгляд чиновников, по итогам года у налогоплательщика образуется задолженностьперед государственными внебюджетными фондами. С учетом согласия территориальногооргана федерального казначейства на зачет части сумм авансовых платежей единогоналога, направленных им во внебюджетные фонды, в счет причитающихся составляющихминимального налога, величины задолженности по фондам составят:

  • в ПФР - 81 337,20 руб.;
  • в ФСС РФ – 20 874 руб. (27 112,40 – 6238,40);
  • в ФФОМС – 2087,40 руб. (2711,24 – 632,84);
  • в ТФОМС – 18 786,60 руб. (24 401,16 – 5614,56).

Общая же сумма задолженности перед государственными внебюджетными фондами- 123 085,20 руб. (81 337,20 + 20 874 + 2087,40 + 18 786,60).

Направленная же казначейством часть суммы авансовых платежей по единому налогув бюджет субъекта РФ - 112 291,20 руб. составит переплату. Её налогоплательщикможет зачесть в счет:

  • иных платежей по начисленным по итогам года налогам, направляемымв бюджет субъекта РФ;
  • предстоящих авансовых платежей по единому налогу за следующиеотчетные периоды.

При отсутствии задолженности по налогам, уплачиваемым в бюджет субъекта РФ,налогоплательщик вправе обратиться в инспекцию ФНС России с заявлением о возвратесуммы переплаты.

___________________________________

Конец примера

Президиум ВАС России в постановлении от 01.09.05 № 5767/05 «О зачете авансовыхплатежей в счет минимального налога» констатировал, что минимальныйналог является единым налогом, размер которого определяется по результатамхозяйственной деятельности организации за налоговый период, независимо от порядкаисчисления единого налога.

Поэтому по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог,исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 НК РФ либо пунктом6 статьи 346.18 НК РФ – для минимального налога, с учетом внесенных в этомналоговом периоде авансовых платежей.

Минфин России в письме от 28.12.05 № 03-11-02/83 идентифицировал это постановлениев своём стиле. Принятие решения о зачете уплаченных авансовых платежей в счетуплаты минимального налога, на взгляд чиновников, возможно только в пределахсредств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды.

Суммы уплаченных авансовых платежей, которые зачислены в иные бюджеты (государственныевнебюджетные фонды), при отсутствии недоимки и задолженности по пеням, начисленнымпо тем же бюджетам (государственным внебюджетным фондам), подлежат возвратуналогоплательщику.

Таким образом, чиновники ещё раз подчеркнули незыблемость своей позиции, представленнойв примере 7.

 

Возможные варианты

Налогоплательщик, не желающий кредитовать государство в размере суммы минимальногоналога, может попытаться уйти от обязанности его уплаты. Для этого во избежаниетрений с налоговиками необходимо предпринять следующие шаги.

Первое . Проверить, превосходит ли значение единого налога, исчисленного сналоговой базы, определенной исключительно из доходов и расходов календарногогода, величину минимального налога. Если да, то осуществляется следующая проверка.Если же значение единого налога оказалось меньше величины минимального налога,то от необходимости его перечисления никуда не деться.

Второе . Уменьшив значение налоговой базы, полученной на первом шаге, на суммуминимального налога уплаченного в предыдущем налоговом периоде, осуществитьвновь проверку на превышение значения единого налога над минимальным.

При положительном результате определить разность между ними. Поделив её на15%, находится величина, на которую можно уменьшить налоговую базу, чтобы всеже уплачивать единый налог. Она и соответствует той сумме убытка прошлого года,которую и можно учесть при заполнении декларации по итогам текущего года.

 

Пример 8
Используем данные варианта 1 примера 6 с учетом уплаченной суммыавансового платежа по единому налогу за 9 месяцев - 124 768 руб.

Величина налоговой базы, исчисленная только из доходов и расходов 2006 года,- 1 040 226 руб. (13 556 200 – 12 515 974). Так как значение единого налога- 156 033,90 руб. (1 040 226 руб. х 15%) превосходит сумму минимальногоналога (156 033,90 > 135 562), то переходим ко второй проверке.

Уменьшив величину налоговой базы на сумму минимального налога, уплаченногопо итогам 2005 года, определяем значение единого налога за 2006 год - 135 944,70руб. ((1 040 226 руб. - 133 928 руб.) х 15%). И оно на 382,70руб. (135 944,70 - 135 562) превосходит сумму минимального налога.

Налогоплательщик может уменьшить величину налоговой базы не более чем на 2551,33руб. (382,70 руб. : 15%), чтобы все же уплачивать единый налог. Уменьшениеосуществляется за счет части убытка, полученного в 2005 году.

Осуществим проверку, уменьшив налоговую базу на 2551,29 руб. за счет частиубытка 2005 года. Значение единого налога - 135 562,01 руб. ((1 040 226- 133 928 - 2551,29) х 15%) превосходит сумму минимального налога на 0,01руб. (135 562,01 - 135 562). Поэтому налогоплательщик по итогам 2006года должен уплатить единый налог. Конечно, корректнее будет, если разницамежду этими значениями с учетом округления составит 1 руб. Это достигаетсяпри уменьшении налоговой базы на 2547,99 руб. - 1 руб. ((1 040 226- 133 928 - 2547,99) х 15% - 135 562).

Таким образом, уменьшив налоговую базу на 2547,99 руб. за счет убытка 2005года (и эта величина на превосходит установленный законодателем 30% предел(2547,99 руб. < 271 889,40 руб. (906 298 руб. х 30%)), а ограничениеснизу им не предусмотрено), налогоплательщик должен будет по итогам 2006 годауплатить единый налог. При этом к доплате будет подлежать 10 795 руб.(135 563 - 124 768). Остаток же убытка - 294 492,01 руб. (297 040- 2547,99) переносится на 2007 год

________________________________

Конец примера

Если же при второй проверке окажется превышение суммы минимального налоганад единым, то включать в расходы необходимо лишь часть суммы уплаченного минимальногоналога по итогам 2005 года. Размер её определяется исходя из суммы налоговойбазы, определенной из увеличенного на 1 руб. значения минимального налога,исчисленного по итогам 2006 года. Остаток же уплаченной суммы минимальногоналога по итогам 2005 года переносится на 2007 год.

В заключение напомним, что налогоплательщику предоставляется право на включениев расходы разницы между уплаченной величиной минимального налога и суммой единогоналога, исчисленного в общем порядке, и на уменьшение налоговой базы на значениеубытка, полученного в предыдущие налоговые периода. А воспользоваться ли этимправом и в каких пределах – решать налогоплательщику.

Юридические статьи »
Читайте также