"Автогражданка" проходит обкатку

Страхование автогражданской ответственности вызывает у клиентов много вопросов

Компании, владеющие большими автопарками, с первых чисел июля столкнулись с ростом затрат на страхование ответственности водителей.

Пока автовладельцы в основном только планируют свои расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Но предварительные подсчеты их не радуют. Настораживает и то, что со страхованием ОСАГО, видимо, придется поторопиться. До 1 июля многие автовладельцы думали, что на страхование у них есть полгода, -- ведь штрафовать за отсутствие полиса инспектора ГИБДД должны были только с 1 января 2004 года. Однако на прошлой неделе неожиданно выяснилось, что милиционеры нашли зацепку, позволяющую им "стричь" с автомобилистов по 50 рублей за данное нарушение.

Минимум вырос

Главная претензия заведующих автопарками к системе ОСАГО заключается в том, что нет никакой возможности договориться со страховщиками о снижении взносов. Тарифы на ОСАГО установлены законом, и демпинговать страховщики не имеют права. А их клиенты привыкли платить низкие взносы по добровольному страхованию "автогражданки". Взносы были низки потому, что страхователи часто выбирали минимальную сумму ответственности страховой компании -- $5000. По ОСАГО же сумма ответственности также установлена законом -- 400 тысяч рублей (более $13 тысяч). Соответственно, и страховой взнос гораздо выше.

Правда, страховщики говорят, что крупным клиентам они готовы предоставлять так называемые "пакетные" скидки. Как пояснила "ДП" Татьяна Никитина, первый заместитель генерального директора ООО "Росгосстрах-Северо-Запад", при условии покупки крупным клиентом большого количества полисов ОСАГО он может получить значительные скидки по другим видам страхования, например, имущества от ущерба или добровольного страхования гражданской ответственности.

Мощность стоит дорого

Система тарифов ОСАГО построена таким образом, что страхование мощных автомобилей стало гораздо дороже, чем при добровольной "автогражданке". В то же время страховка для автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил включительно подорожала незначительно по сравнению с увеличением страховой суммы (см. диаграмму).

Что касается максимальной суммы ответственности по договору ОСАГО, то здесь новая система содержит сюрприз, приятный для автовладельцев и печальный для страховых компаний. Дело в том, что ограничение ответственности в 400 тысяч рублей действительно для каждого страхового случая в течение срока действия договора. То есть если какой-то автовладелец будет попадать в аварии по своей вине каждый месяц, то убыток страховой компании по договору с ним теоретически может составить миллионы рублей. При добровольном страховании "автогражданки" распространена практика, когда после выплаты страховой суммы лимит ответственности страховщика уменьшается.

Удержать автовладельцев от слишком рискованной езды должна система "бонус-малус", предусмотренная системой ОСАГО. Для водителя, попавшего в аварию, страховой взнос в следующем страховом периоде автоматически повысится, а за безаварийную езду предусмотрены скидки. Однако максимальный коэффициент увеличения взноса по системе "бонус-малус" составляет всего 2,45, что мало утешит страховщика, заплатившего за "рискового" водителя несколько десятков тысяч долларов. Ё

Основные плюсы и минусы системы ОСАГО (по отзывам страхователей -- юридических лиц)

+

Максимальная страховая сумма в 400 тысяч рублей действительна для каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО)

Страховой взнос не зависит от количества лиц, допущенных к управлению автомобилем (для юридических лиц)

Есть возможность получать скидки по другим видам страхования

-

Система ОСАГО не допускает предоставления страховщиками скидок по страховым взносам

Базовая ставка страхового взноса для юридических лиц выше, чем для физических

Страховые взносы различаются в зависимости от мощности автомобиля, в результате чего страховой взнос для мощных автомобилей резко вырос по сравнению с добровольным страхованием АГО

Нет возможности купить полис ОСАГО менее чем на 6 месяцев, если только автомобиль не принадлежит нерезиденту или не следует к месту регистрации

Есть опасения, что в силу большого числа застрахованных службы аварийных комиссаров страховых компаний будут плохо справляться со своей работой

Александр Пирожков

Российским студентам станет проще ездить в Европу  »
Юридические статьи »
Читайте также