Экономический рост с африканским уклоном

Вчерашнее заседание петербургского правительства началось с доклада председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимира Бланка об итогах социально-экономического развития города в 2004 году. Основные показатели, приведенные им, звучали в Смольном уже не раз - при анализе исполнения прошлогоднего бюджета, во время дискуссии по проблемам развития промышленности. Вчера В. Бланк вновь констатировал, что объем промышленного производства в Петербурге на 14 процентов превысил рубеж 2003 года и в 2,3 раза - аналогичный среднероссийский показатель.

Позитивными являются и другие цифры: объем инвестиций в основной капитал, например, составил 79,2 млрд рублей. При этом, как особо подчеркнул В. Бланк, впервые в истории новейшей России доля частных инвестиций превысила объем государственных вложений.

Видимые экономические успехи северной столицы сказались и на доходах населения, которые сегодня в среднем выше доходов по России более чем в 2,3 раза. Средняя зарплата петербуржцев за год поднялась на 52 процента, и в ноябре ее величина составила 8 тысяч 625 рублей.

Впрочем, и сегодня жители северной столицы четко делятся на 10 процентов очень богатых и 30 процентов очень бедных. По словам губернатора Валентины Матвиенко, эта разница, к сожалению, сравнима с показателями африканских и латиноамериканских государств. А потому перед правительством, перед всеми отраслевыми комитетами Смольного ставится вполне конкретная задача: добиваться увеличения зарплаты работающего населения и повышения его реальных доходов. Это тем более важно, ибо, как выяснилось из доклада В. Бланка, 30 процентов доходов бюджета составляют сегодня поступления от подоходного налога горожан. Значит, без увеличения зарплаты не добьешься и желаемого удвоения бюджета.

Между тем если поднимать глубже тему бедных и богатых, анализировать структуру расходов петербургских семей, то нетрудно убедиться, что первопричиной прогрессирующего опустошения их кошельков стал за истекший год прямо-таки бешеный рост тарифов. Когда по розовой квитанции за квартиру и услуги ЖКХ вместо июньских 900 рублей с января приходится выкладывать по 1200, тут впору только за голову схватиться. А ведь подорожали еще и детские сады, и телефон, и электричество...

Вчера городское правительство, вняв доводам председателя Региональной энергетической комиссии (РЭК) Олега Тришкина, сняло с себя обузу регулирования тарифов на водоснабжение и канализацию для юридических лиц. Теперь, в соответствии с отнюдь не свежим, а десятилетней давности (!) постановлением правительства РФ, установление цен на воду для предприятий и учреждений отдано полностью в руки РЭК.

Слов нет: тарифы на электричество, тепло и газ, определяемые РЭК, тесно связаны с тарифами на воду. Повысились одни - надо тут же повышать другие. И в том, что политика эта сосредотачивается теперь в одних руках, есть, наверное, свой резон. И если заказывающий тарифную "музыку" "Водоканал", хотим мы этого или не хотим, продолжает оставаться в своей сфере монополистом, то РЭК все-таки комиссия, структура коллегиальная. Правда, от населения она ни в коей мере не зависит.

Остается утешаться пока лишь тем, что для горожан тарифы на воду по-прежнему диктуются законами, то есть их установление проходит через ЗакС. Подчеркнем - пока, ибо, чем черт не шутит, завтра может быть признано рациональным и тут ввести "единоначалие". Под благовидными предлогами увеличения оперативности принятия необходимых решений, например. А на самом деле в соответствии с чиновничьей логикой: зачем гнать через Мариинский дворец в трех чтениях проект о повышении цен на воду, если депутаты, подпираемые нищающими избирателями, могут вдруг и заартачиться?

...Когда-то в конце 1990-х годов нынешний спикер Совета Федерации Сергей Миронов внес в ЗакС радикальный законопроект, согласно которому все тарифы в Петербурге менялись только путем принятия законов. Свои аргументы изложил он так: пусть нам, депутатам, докажут, что повысить стоимость воды, тепла, проезда в транспорте жизненно необходимо, тогда мы и согласимся, разделив с исполнительной властью всю ответственность. Сегодня от того городского закона остались рожки да ножки. И в Смольном все чаще звучит мысль, что время длительных дискуссий о том, нужно ли увеличивать тарифы, миновало. Может, оно и так, только сумеем ли мы тогда в обозримом будущем выскочить по соотношению богатых и бедных горожан из африканских показателей?

...А государству служить еще и почетно!  »
Юридические статьи »
Читайте также