Техосмотр - не роскошь, а средство обогащения ГИБДД диктует свои правила автомобилистам, выкачивая из них деньги

Российским госавтоинспекторам, похоже, закон не писан. Новый Налоговый кодекс недвусмысленно дает понять, что взимать с автомобилистов любые деньги, кроме госпошлин на совершение юридически значимых действий, никак нельзя. Иными словами, в стране теперь должны быть одинаковые цены на выдачу государственных автомобильных номеров и водительских прав. Однако доблестные представители автоинспекции в различных уголках страны по-прежнему действуют по старой схеме. Иными словами, в каждом регионе ГИБДД само устанавливает цены на "специальную продукцию".

Везде свои порядки

На сегодняшний день в Петербурге не менее полутора миллионов частных автомобилей. Почти десятая часть из них постоянно перепродается. А следовательно, новые владельцы обязаны в короткий срок зарегистрировать купленный автомобиль в ГИБДД и получить на него новые номера. За них сейчас берут в общей сложности 550 рублей. Впрочем, подобные услуги стоят примерно одинаково во всей России. А вот с прохождением техосмотра дело обстоит куда более запутанно. Сколько граждане должны заплатить за этот "спецпродукт", определяет глава субъекта Федерации. Точнее, он подписывает постановление, но мало кто сомневается, что инициаторами данных цен становятся именно представители ГИБДД. И здесь-то каждый разворачивается в меру своих сил - попросту вводит дополнительные региональные сборы.

По этой-то причине даже талоны техосмотра стоят в разных регионах страны по-разному. Жители Нижнего Новгорода, например, тратят на бланки техосмотра по 19 рублей, Владимира - 33 рубля 50 копеек, а Твери - уже 50 рублей. Казалось бы, цены увеличиваются прямо пропорционально приближенности региона к столице, однако это не так. В Ульяновске талон техосмотра стоит почти 55 рублей, а в Чувашии - и вовсе свыше 61 рубля! Представители ГИБДД объясняют подобные различия очень просто. По их мнению, в этом нет ничего противозаконного, так как все регионы берут за основу одну цену, а затем "набрасывают" накладные расходы. При этом автоинспектора уверены, что в маленьких городах цены на "спецпродукцию" должны быть выше, чем в крупных, так как при небольшом количестве "специальных изделий" (например, тех же талонов техобслуживания) их себестоимость гораздо выше.

500 рублей за "девятку"

Такие аргументы вполне можно понять и даже принять. Но и сама процедура техосмотра, для проведения которой не требуется никакой "спецпродукции", стоит также по-разному. В Петербурге для того, чтобы пройти техосмотр стандартной "девятки" с объемом двигателя 64 лошадиные силы, придется заплатить около 500 рублей, причем в эту сумму уже входит обязательный "дорожный сбор". Выше цены только в Москве - там счастливые обладатели автомобилей за прохождение технического осмотра вынуждены отрывать от сердца не менее 650 рублей. А "поспорить" с нашими гаишниками могут калининградские - там для того, чтобы пройти техосмотр, нужно заплатить тоже около 500 рублей.

В Алтайском крае такая процедура обойдется в 250 рублей, а в Тульской области и того меньше - всего 117 рублей. Для объяснения подобных несоответствий тоже находятся свои причины. Главная из них - некий "инструментальный контроль". То есть получается, что ГИБДД берет с автовладельцев деньги за амортизацию инструментов, с помощью которых техосмотр и проводится. Судя по всему, сотрудники госавтоинспекции, проводящие техосмотры, для каждой машины используют чуть ли не новый комплект инструментов! Но спросите у любого мастера в автосервисе, и он скажет вам, что менял комплекты своих инструментов максимум раз в своей трудовой деятельности.

Интересно, что большинство гаишников объясняют свое поведение действующими постановлениями региональных властей. На главу 23.5 Налогового кодекса РФ, вступившую в действие 1 января нынешнего года, внимания никто не обращает. А там, кстати, черным по белому написано, что пошлина за "госрегистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий" устанавливается единой для всей страны.

А деньги где?

Куда идут деньги, вырученные ГИБДД таким не очень честным способом, - не очень понятно. Вроде бы они должны оседать в бюджетах регионов и идти на ремонт дорог, установку светофоров и постов автоинспекции. Но дороги по-прежнему разбиты, светофоры часто не работают, а в многокилометровых пробках и близко не видно ни одного регулировщика. По данным социологического опроса, проведенного Центром социальных исследований среди автовладельцев, 96 процентов респондентов не задумываясь ответили, что сотрудники ГИБДД на дорогах не занимаются ничем иным, как вымогают деньги. Статистика пугающая!

Наверное, стоит нашим дорожным стражам поучиться у своих финских коллег. Те недавно оштрафовали не кого-нибудь, а самого настоящего миллионера. Юсси Салонойя превысил скорость всего на 50 км/ч. В России "новый финн" отделался бы штрафом максимум в 1500 рублей в карман инспектору. На родине же ему пришлось заплатить... 170 000 евро! Причем это не первый случай - в Стране Суоми штрафуют и подвыпивших чиновников, и политиков, и известнейших спортсменов. Все эти деньги идут в казну государства. Может быть, поэтому в Финляндии такие ровные и ухоженные дороги?

Егор Пчельников

В полный рост Тарифы вновь вырастут?  »
Юридические статьи »
Читайте также