Виролаинена понизили. Прилюдно

В Смольном - громкие кадровые перестановки. Олег Виролайнен освобожден от должности вице-губернатора и назначен на должность председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) . Несмотря на понижение, Виролайнен останется членом правительства Петербурга. Официальная причина перестановок - необходимость улучшения дорожной ситуации в городе. О неофициальных можно только догадываться - в курируемой вице-губернатором отрасли в последнее время не все было гладко...

Из огня да в полымя

Отставка Виролаинена с вице-губернаторского поста, сопряженная с очевидным понижением в должности, стала шоком для большинства петербургских чиновников. В Смольном Виролайнен всегда был одним из тех, кого безоговорочно относили к команде Матвиенко. Сомневаться в этом не приходилось, и не только потому, что Олег Арвович превосходно знал Валентину Ивановну по комсомольско-партийной линии. На работу в правительство Виролайнен пришел летом 2003 года, когда до губернаторских выборов оставалось еще несколько месяцев. Ходили слухи, что его позвали в Смольный некие компетентные лица, которые уже тогда предвидели, кто именно станет губернатором осенью 2003 года.

Между тем, работа Олега Виролаинена на посту вице-губернатора вовсе не была идеальной. Весной 2005 года ЗакС со скандалом принимал пакет законов о повышении тарифов для населения на услуги ЖКХ Тогда впервые заговорили о возможности вынесения вотума недоверия Виролайнену .

Также критику вызвало реформирование городских ГУЖА, которым руководил Виролайнен. Еще одним спорным пунктом стал конкурс перевозчиков. Прокуратура Петербурга даже вынесла вице-губернатору представление - в связи с нарушениями организации транспортного обслуживания населения в городе. Позже он признал, что документация на конкурс перевозчиков была проработана нечетко. Примечательно также, что на минувшем заседании правительства Петербурга, на котором было объявлено о смещении Виролаинена, основным вопросом стали итоги зимнего отопительного сезона, по поводу которых от губернатора досталось всем докладчикам.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, говоря об отставке Виролаинена, выразила удовлетворение его работой на вице-губернаторском посту. Она отметила, что переход Олега Арвовича на новую должность вызван необходимостью сосредоточиться на дорожных работах, давно требующих квалифицированного специалиста-куратора. В противном случае, как добавила губернатор, если дорожному хозяйству Петербурга в ближайшее время не будет уделено должного внимания, город ждет транспортный коллапс. К тому же для разрешения проблемы пробок необходима серьезная стратегия развития дорог. Этим нужно заниматься системно и на высоком уровне. В связи с этим правительство и приняло решение объединить КБДХ с Дирекцией по организации дорожного движения и поставить во главе объединенной структуры Олега Виролаинена. Нынешний председатель КБДХ Владимир Антонов остается первым заместителем .

Золотая жила

Переход Олега Виролаинена на работу в КБДХ вызовет ущемление функций другого комитета, возглавляемого Александром Дацюком. В частности, известно, что комитет по транспорту лишается контроля над Дирекцией по организации дорожного движения, который целиком переходит к комитету по благоустройству и дорожному хозяйству. В ведении комитета Дацюка остается лишь организация транспортного обслуживания населения. Хотя сам Александр Дацюк оптимистично относится к своему будущему и заверил корреспондента "ТС", что все будет нормально. Заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов также заявил, что от сегодняшних кадровых перестановок серьезно ничего не изменится, поскольку две сферы городского хозяйства, дорожная и транспортная, всегда будут работать во взаимодействии друг с другом. По мнению Николая Николаевича, КБДХ разве что станет легче - "снимается часть нагрузки по реализации программы "Приоритетное движение пассажирского транспорта". При этом сложностей во взаимодействии с КБДХ возникнуть не должно - ведь "Олег Виролайнен в курсе транспортных вопросов, и с ним будет легко работать".

В кулуарах Смольного отставка Виролаинена обсуждалась горячо. Одни придерживаются версии, что это - понижение, вызванное грубыми просчетами Олега Арвовича на предыдущем посту. Другие рассказывают, что Виролайнен сам давно просил избавить его от вице-губернаторского бремени, ссылаясь на свои проблемы со здоровьем. Третьи предполагают, что это и не понижение вовсе - ведь теперь Виролайнен будет ведать одним из самых щедро спонсируемых направлений городского хозяйства. То, что Олег Арвович, будучи вице-губернатором, и без того курировал КБДХ, во внимание не принимается - тогда, дескать, это было поверхностное руководство, а сейчас тотальный контроль над всем комитетом, и прежде всего над его финансированием.

Сам факт замены руководителя комитета благоустройства дорожного хозяйства (КБДХ) особого удивления не вызвал. Вокруг дорожно-строительной отрасли последние годы слухи и скандалы плодились в несметном количестве. И хотя прежний председатель комитета Владимир Антонов остается у Виролаинена первым заместителем, его репутационные потери от этой перестановки не меньше.

Антонов, который был очень неплохим главой Центрального района, в новой должности, по мнению ряда политиков, не оправдал надежд. Его работа во главе этого ведомства была отмечена не столько активностью в области развития и благоустройства дорожной сети,сколько бешеным бумагооборотом и невнятной кадровой политикой. С приходом Антонова своих должностей лишились многие крепкие профессионалы - в первую очередь заместители председателя комитета Олег Кащенко и Михаил Чурилов. Всего новый глава перетасовал около 40 процентов специалистов ведомства.

По неофициальным сведениям, Антонов очень жестко обошелся с рядом крупных игроков в сфере дорожного строительства, отдавая предпочтения другим структурам. Так, большинства подрядов ведомства лишились такие компании, как ЗАО "ВАД" и ЗАО "ПО "Возрождение", зато массу преференций получили компании "ГСК" и БИК. Надо ли удивляться, что у чиновника нашлось немало влиятельных противников, которые готовы были приложить руку к смещению Антонова.

Впрочем, списывать со счетов Владимира Антонова пока рано. Так или иначе, он пока остается у руля дорожного ведомства и продолжит осваивать те немалые средства, которые выделены на строительство и реконструкцию дорог Петербурга - 10,1 миллиарда рублей из городского бюджета плюс 4,4 миллиарда пришло из федерального бюджета. Впрочем, первое, что сделал Олег Виролайнен сразу после своего назначения, - напомнил губернатору об обещании увеличить финансирование.

Из досье "ТС"

Олег Виролайнен стал вице-губернатором Петербурга в 2003 году. Он должен был заниматься вопросами городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Сфера, скажем прямо, непростая. Однако у Виролаинена имелся большой опыт хозяйственника - при коммунистах он занимал должность первого секретаря Красногвардейского райкома КПСС (там он, кстати, познакомился с Валентиной Матвиенко), возглавлял отдел городского хозяйства в Ленинградском горкоме партии. Да и в деловых отношениях с коммерсантами он поднаторел - за время своей работы в бизнесе.

После краха Советского Союза Олег Арвович быстро понял, что в "государевой службе" больше проку нет. Поначалу он пытался заниматься собственным бизнесом, учредил совместно с другими коммерсантами фирмы "Феникс", "Вет", "Зебра" и прочие. В двух из этих предприятий ("Вет" и "Зебра") Виролайнен, согласно официальной биографии, являлся директором. Но потом что-то случилось, и Олег Арвович решил податься в крупный бизнес - на правах наемного работника. Не исключено, что ему просто поступило выгодное предложение. Говорят, что оно поступило от его бывшего коллеги по партийной работе Сократа Петрова, когда-то работавшего секретарем Ленинградского обкома КПСС, а теперь занимавшего хорошую должность в частном предприятии под названием "Лемо-холдинг". Судя по всему, туда Петров и пригласил Виролайнена.

"Лемохолдинг" входил в орбиту влияния авторитетного предпринимателя Михаила Мирилашвили (прозванного в народе "Миша Кутаисский" или МММ). Более того, рассказывают, что холдинг задумывался как управляющая компания "семьи" Мирилашвили, призванная следить за порядком в его обширной бизнес-империи.

Ко второй половине 1990-х Олег Виролайнен поменял место работы, но не кардинально - он стал управляющим мебельным комбинатом ООО "Интурист Орбита". Виролайнен вошел в число соучредителей "Интурист Орбита", наравне с Мирилашви-ли-отцом и другими лицами.

В 1997 году Олег Арвович стал исполнительным директором ЗАО "Советник" - дочерней фирмы холдинга "ПетроМир".

В 1998 году Олег Виролайнен стал гендиректором ООО "СбербанкСтрой", где трудился до лета 2003 года, пока не стал и.о. вице-губернатора Петербурга.

Александра Медведева, Татьяна Востроилова, Надежда Зайцева

Жизнь на стройке  »
Юридические статьи »
Читайте также