Новые правила для применения вычетов по НДС

Материал предоставленжурналом "Практическая бухгалтерия" /

В. Котов, аудитор

Правила переходного периода по НДС при проведениистроительно-монтажных работ (СМР) стали известны еще в июле прошлого года. Сянваря 2006 года фирмы начали применять утвержденный порядок. Но спустя двамесяца законодатели неожиданно коренным образом изменили правила зачета НДС дляпереходного периода.

Переходный период по НДС при проведении строительно-монтажныхработ был установлен статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ(далее – Закон № 119-ФЗ). О нем журнал «Практическая бухгалтерия» рассказывал вномере 12 за 2005 год в статье «Переходный период в строительстве».

Фирмы начали применять установленный порядок с января 2006 года всоответствии с действующей на тот момент редакцией нормативного акта. ОднакоФедеральный закон от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ (далее – Закон № 28-ФЗ) спуталвсе планы компаний. Данный документ установил дополнительное требование,которого не было в первоначальной редакции Закона № 119-ФЗ. Согласно поправкам,предъявить к вычету можно только уплаченные подрядчикам (поставщикам) суммыналога. Причем законодатели пожелали ввести изменения в действие задним числом –с 1 января 2006 года.

Буква закона

Итак, пункты 1–3 статьи 3 Закона № 119-ФЗ были дополнены всего лишь четырьмясловами «уплаченные», и вот к каким последствиям это привело.

Начнем со строительно-монтажных работ для собственного потребления. Суммы НДСпо товарам (работам, услугам), которые были приобретены для такогостроительства, но не приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычетам помере постановки на учет соответствующих объектов или при их продаже. Однакотеперь установлено, что вычету подлежат только уплаченные суммы налога (п. 3 ст.3 Закона № 119-ФЗ в редакции Закона № 28-ФЗ).

А вот какие новинки законодатели приготовили для тех, у кого естьстроительно-монтажные работы, выполненные подрядным способом. Ту часть входногоНДС по работам, которая не была принята к вычету до 1 января 2005 года, можнопотребовать из бюджета по мере постановки на учет объекта или при егореализации. Но в соответствии с новой редакцией для этого опять же нужно сначаларассчитаться с поставщиками (п. 1 ст. 3 Закона № 119-ФЗ в редакции Закона №28-ФЗ).

Обязательное условие оплаты распространилось и на суммы НДС, которые былипредъявлены подрядными организациями заказчикам с 1 января 2005 года по 1 января2006 года, но не были приняты к вычету. Напомним, что такие суммы подлежатвычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. К вычету можнобудет поставить все указанные суммы налога, не дожидаясь конца 2006 года, тольков случае принятия объекта на учет или при его продаже (п. 2 ст. 3 Закона №119-ФЗ в редакции Закона № 28-ФЗ).

Платить или не платить?

Итак, перед бухгалтерами встал неизбежный вопрос: нужно ли пересчитывать базупо первым месяцам 2006 года? Декларации-то уже сданы.

Чтобы понять, какими неприятностями грозит компаниям принятие Закона № 28-ФЗ,рассмотрим последнюю из описанных ситуаций на конкретном примере.

Допустим, что в 2005 году фирма приняла часть работ по модернизацииоборудования. В том же году по этим работам подрядчиками были предъявленысчета-фактуры с выделенной в них суммой НДС. Однако оплата по данным документамбыла произведена только в марте 2006 года в полном объеме. При этом в целомработы по модернизации основных средств в 2006 году завершены не будут и ихстоимость еще не будет капитализирована на счете 01 «Основные средства».

Руководствуясь положениями действующей на начало года редакции Закона №119-ФЗ, компания в январе и феврале 2006 года поставила к вычету по 1/12 частиНДС, предъявленного подрядчиками с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года. Всвязи с принятием Закона № 28-ФЗ необходимым условием для предъявления к вычетуНДС в рассматриваемой ситуации стала оплата таких работ, а она по условиямпримера была произведена компанией только в марте 2006 года.

В статье 3 Закона № 28-ФЗ прямо указано, что его положения распространяютсяна правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, поэтому можно предположитьследующее. Инспекция потребует от компании пересчитать налоговую базу за январьи февраль 2006 года в связи с тем, что суммы НДС, предъявленные подряднымиорганизациями с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, были приняты к вычетубез фактической оплаты. В итоге у компании уменьшится сумма НДС к вычету заянварь–февраль 2006 года или появится сумма налога к уплате в бюджет. Крометого, придется подать уточненные декларации за указанные периоды. Причем, если вянваре и феврале после пересчета появилась сумма налога к уплате, следуетзаплатить ее и соответствующие ей пени до подачи уточненной декларации (п. 4 ст.81 НК РФ).

Даже если компания предпочтет не спорить с инспекцией и пересчитать базу поНДС за январь и февраль, она столкнется с трудностями. В соответствии с новымиправилами переходного периода у компании появится право на вычет после оплатыработ, то есть в нашем случае – в марте 2006 года. В соответствии с пунктом 2статьи 3 Закона № 119-ФЗ указанные суммы НДС подлежат вычету в течение 2006 годаравными долями по налоговым периодам. Но это положение можно трактовать двумяспособами (на примере рассматриваемой ситуации):

  • сумма НДС делится на число месяцев с марта по декабрь 2006 года, то есть на10. Налог отражают по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» начиная с марта вразмере 1/10 части общей суммы вычетов;
  • сумма НДС делится на 12 месяцев, то есть равномерно на весь 2006 год. Этосоответствует дословному прочтению фразы «в течение 2006 года равными долями поналоговым периодам». Поскольку в январе и феврале 2006 года компания не имелаправа на вычет, значит, в январе и феврале соответствующие 1/12 доли не ставятсяк вычету. Следовательно, можно предположить, что в марте компания вправе принятьк вычету суммы, «накопившиеся» за три первых месяца. В совокупности это составит3/12 от всей суммы налога. Затем в течение оставшихся месяцев с апреля подекабрь НДС ставят к зачету в размере 1/12 доли.

Как именно проверяющие прочитают новую норму закона, неизвестно. Ведькакие-либо официальные разъяснения к Закону № 28-ФЗ пока отсутствуют. Однако, нанаш взгляд, риск предъявления претензий будет меньше в том случае, еслиследовать первому из предложенных вариантов.

Вариант для смелых

Каковы бы ни были требования налоговых инспекторов, фирмам не стоит забыватьо данных им правах. Закон № 28-ФЗ, согласно которому вычет возможен только послеуплаты сумм налога, вступает в силу с 1 мая 2006 года, но распространяется направоотношения, возникшие с 1 января 2006 года (ст. 3 Закона № 28-ФЗ). То естьфактически условие об оплате сумм налога введено «задним числом».

Однако введение дополнительного условия (оплаты) для применения вычета,безусловно, ухудшает положение налогоплательщика. А акты законодательства оналогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы неимеют (п. 2 ст. 5 НК РФ). Если следовать такой логике, то применять старуюредакцию статьи 3 Закона № 119-ФЗ (вычет без оплаты) можно до мая 2006 года, невнося изменения в закрытые периоды.

В то же время мы должны предупредить компании о том, что апеллирование кпункту 2 статьи 5 Налогового кодекса – это прямая дорога в суд, так как винспекциях к подобным аргументам обычно не прислушиваются. Поэтому, принимаярешение о дальнейших действиях, компания должна определить для себя «ценувопроса». Возможно, некоторым фирмам будет дешевле согласиться с инспекторами,чем тратиться на судебную тяжбу.

Госдума одобрила поправку в бюджет-2004, касающуюся размещения бюджетных средств регионов-доноров на банковских депозитах.  »
Юридические статьи »
Читайте также