Нездоровая конкуренция вокруг здорового малыша

Выполнение закона о компенсационных выплатах на детей в Петербурге оказалось на грани срыва. А ведь все было так хорошо - рождаемость за последние годы значительно возросла, а детская смертность и заболеваемость, наоборот, снизились. Петербургская программа адресной помощи молодым семьям получила признание в России в целом, на нее стали ориентироваться другие регионы. Но не все были довольны тем, как удалось достичь таких результатов.

В декабре 2000 года Законодательное собрание приняло Закон "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним". Правда, деньги решили родителям на руки не давать, а перечислять на пластиковые карточки - для отоваривания в магазинах, торгующих детскими товарами. По мнению депутатов, это гарантирует то, что деньги будут потрачены именно на ребенка. Однако охотников работать с карточками (устанавливать спецоборудование, формировать ассортимент) нашлось очень мало. Скажем прямо - их на первых порах не было вообще. Но вот через два года в игру решило вступить ЗАО "Спецобслуживание", сеть магазинов которого "Здоровый малыш" на тот момент уже была хорошо известна в городе.

Именно благодаря им смеси для детишек стали выдаваться не в полуподвальных помещениях, а в мини-магазинчиках, оборудованных холодильниками и всем необходимым. Чтобы окупить вложения, фирма получила от города право на торговлю детскими товарами. И когда появилась карта "Детская", грех было не предложить обслуживать ее в магазинах "Здоровый малыш". Были на тот момент в городе и другие детские магазины, но особой инициативы во внедрении пластиковых карт они не проявили. И на протяжении нескольких лет "Спецобслуживание" являлось едва ли не единственным партнером города при реализации закона о компенсационных выплатах. Сегодня компания владеет крупнейшей сетью детских магазинов. В городе и области их насчитывается уже 67. Нельзя сказать, что система отоваривания в них пластиковых карт работает идеально - недовольные всегда найдутся. Кому-то не нравятся цены (хотя магазины работают с наценкой не более 12 процентов), кому-то ассортимент, кто-то вообще хотел бы получать пособие деньгами... Поводом для развернувшихся вокруг "Здорового малыша" баталий стали не претензии клиентов, а недовольство конкурентов, считающих, что с монополией "Спецобслуживания" на детский рынок пора кончать. Особенно бурно этот вопрос стал обсуждаться в канун Нового года, когда выяснилось, что "цена вопроса" выросла до 1 миллиарда 600 миллионов бюджетных денег Хотя "Спецобслуживание", как всегда, претендовало только на часть из них - в данном случае на 878 миллионов 631 тысячу рублей. Именно столько средств заложено в бюджете на реализацию детских товаров и детского питания от рождения ребенка до года и на специальные молочные продукты для детей от одного года до двух лет.

Правда, попытки расширить этот рынок предпринимались и раньше. Сначала .ряд компаний предложил свои услуги городу. Однако на тот момент Петербург уже не нуждался в дополнительном количестве магазинов других фирм. К тому же одну - "Спецобслуживание" - было и контролировать легче. И тогда, в 2003 году, Комитет по труду и социальной защите населения был признан Антимонопольным комитетом виновным в нарушении закона о конкуренции как "создатель" "дискриминационных условий деятельности отдельным участникам рынка розничной торговли предметами детского ассортимента и продуктами детского питания". Проще говоря, комитет обвинили в том, что он создал "тепличные" условия для ЗАО "Спецобслуживание", оставляя за бортом других участников рынка. Однако чиновники отстояли свою правоту в арбитражном суде. В конце 2004 года отовариванием "детских" карточек заинтересовались законотворцы, встав на сторону якобы притесняемых фирм. Депутаты приняли Закон "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", настояв на том, что реализацией детских товаров должны заниматься не менее трех организаций. Тогда будет здоровая конкуренция, а ведь только она способна регулировать цены. Вдогонку в закон были внесены поправки - вместо конкурса претендентам на право обслуживания карты "Детская" предлагалось пройти квалификационный отбор, чтобы победителей уж точно было несколько, а не один. Квалификационные требования разрабатывал Комитет по труду и социальной защите населения, так как именно он отвечает за реализацию закона в городе.

- Мы формулировали требования таким образом, - рассказывает заместитель председателя комитета Сергей Литвинов, - чтобы деятельность предприятий, действующих на рынке, была легко контролируемой. Самое главное, чтобы она обеспечивала необходимый уровень безопасности населения. Ведь речь идет о такой уязвимой категории, как дети.

Всего было выдвинуто 11 требований. Претенденты должны были иметь не менее 5 специализированных магазинов, спецтранспорт (ведь перевозить детское питание можно только в спецмашинах), работать на этом рынке не менее трех лет, иметь квалифицированный персонал и т. д. В конкурсном отборе участвовали пять фирм - ЗАО "Чудо-Остров Нева", ООО "Магазины "Бинко", ЗАО "Майкл и К°", ЗАО "Дети" и ЗАО "Спецобслуживание". Заявки подавались по трем направлениям - на обслуживание карт детей в возрасте до двух лет, малышей дошкольного возраста и школьников. "Спецобслуживание" претендовало только на первый возраст и исключительно успешно прошло отбор. Остальные компании до победного финиша не дотянули. У "Чудо-Острова", например, не оказалось документов, подтверждающих квалификацию персонала и наличие специального транспорта и холодильников для хранения детского питания. "Бинко" работает на рынке менее трех лет, а представленное фирмой "санитарно-эпидемиологическое заключение... на магазин по адресу: Загородный пр., д. 28-2, вызывает сомнение в подлинности"... У ЗАО "Дети" таких сомнительных документов оказалось восемь. У фирмы "Майкл и К°" не было ряда документов, в том числе и части документов, подтверждающих платежеспособность. Ряд членов межведомственной комиссии предлагали дать участникам время на исправление недочетов. Но большинством голосов их все-таки "сняли с пробега".

"Крайним" оказался Комитет по труду и соцзащите - слишком жесткие требования выдвинул! "Мы не придумали никаких требований, которых нет в санитарных нормах, нормах торговли и действующем законодательстве", - говорит Сергей Литвинов. А вот депутаты Законодательного собрания Евдокимова, Еременко, Евтухов, Никешин, Риммер и ряд других посчитали, что требования "оказались таковыми, что пройти квалификационный отбор заведомо могла только одна организация". Отметим, что его принципы были согласованы в том числе и с депутатами, которым потом показались слишком жесткими. Обращения с просьбой проверить законность решения квалификационной комиссии депутаты направили губернатору и в прокуратуру, а торговые фирмы - в арбитражный суд. Представителей народа волновало не только то, что отбор прошло опять-таки только "Спецобслуживание". Есть более существенная проблема - "закон Санкт-Петербурга N 587-80 не выполняется, в родительской среде нарастает напряжение и возмущение". Особенно потому, что направление от двухлетнего возраста до школы обслуживать некому, так как нет организации, прошедшей квалификационный отбор.

Освещенная в таком ключе ситуация возмутила губернатора. "Что у вас за требования такие? Мышь не проскочит!" - отреагировала глава города. Возможно, что губернатор не знала, что ряд фирм не прошел отбор из-за проблем с документами. И закончилась эта история объявлением нового квалификационного отбора - с новыми требованиями. Теперь их всего четыре - наличие собственных (или находящихся в долгосрочной аренде) помещений, торговая наценка не более 12 процентов, наличие разрешения на торговлю и банкоматов, считывающих "детские" карты. Претендентам предлагается обеспечивать детей с рождения до школы, а чем - питанием или промтоварами - они должны решить сами. При этом результаты "старого" квалификационного отбора тоже действуют - в сети "Здоровый малыш" по-прежнему отоваривают малышовые карты.

А теперь давайте посмотрим, кто может претендовать на участие в городской программе. Очень и очень многие торговые фирмы. Их представители были приглашены в Смольный, где торговцев призвали срочно "спасать город". Была там и "Пятерочка" (на тот момент среди работников сети уже была зафиксирована вспышка гепатита), и "Находка", и "Лента", большие и маленькие универсамы и универмаги... Теоретически все они могут пройти квалификационный отбор. Не сложно ли будет в таких условиях соблюдать главное требование Комитета по труду и соцзащите - безопасность потребителя?

- В новых требованиях, - говорит заместитель председателя комитета Сергей Литвинов, - сформулирован только один пункт, касающийся безопасности, - это обязательное наличие заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора. Получается, что и ответственность сегодня несет только орган, его выдавший. Мы возлагаем надежды на то, что санэпиднадзор не пропустит на этот рынок те организации, которые хоть по какой-то позиции отклоняются от... санитарных требований. Даже при большом количестве магазинов, торгующих по пластиковым картам, контроль возможен. Но при условии, что контролерами будут выступать сами потребители... Жестким требованием является только одно - в магазинах должны продаваться товары, включенные в перечень необходимых для приобретения по пластиковым картам, и чтобы этой картой нельзя было воспользоваться для покупки пива или чипсов...

Интересно, многие ли магазины согласятся стать "социальными" - поддерживать ассортимент детских товаров, торговать с минимальной наценкой и следить за тем, чтобы покупатели не использовали "детские" карты не по назначению? Да и пыл участников предыдущего отбора может поостыть - ведь теперь им предлагается обслуживать не только младенческий возраст (до двух лет), на что претендовало большинство, но и дошколят, где выплаты не такие большие. Не пришлось бы объявлять новый отбор!

Между тем в Комитете по труду и социальной защите считают, что процедура выбора участников городской программы и так слишком затянулась - родители дошколят не получают пособий уже четыре месяца. Пластиковые карточки готовы, деньги выделены, но нет магазинов, где их можно отоварить. Интересы детей вытеснили бюрократические процедуры - изменение документации, согласования, опротестования, конкурентная борьба... Получается чисто по-русски - у семи нянек дитя без глазу. И то, что предыдущий квалификационный отбор прошла только одна фирма из пяти, говорит, скорее, не о том, что требования были нереальными, а о состоянии "детского" рынка и организаций, которые хотят участвовать в программе.

Сейчас в Законодательном собрании рассматривается еще один законопроект, касающийся денежных выплат петербургским семьям. Депутат Наталия Евдокимова (в прошлом ярая сторонница "детских" карточек) предлагает выдавать все пособия деньгами, так как предыдущая система себя изжила. В ЗАО "Спецобслуживание" к этому относятся спокойно - пусть уж лучше так, чем полная неразбериха на детском рынке.

Светлана Борисова

Дать родителям право выбора Петербургские родители хотят получать детские пособия не на карту, а наличными.  »
Юридические статьи »
Читайте также