Карта «Детская» для взрослых коммерсантов?

Принятый ЗакСом за основу законопроект о новой системе выплат пособий родителям может значительно ограничить их права

Еще в сентябре депутаты Законодательного собрания достаточно единодушно приняли за основу внесенный губернатором Валентиной Матвиенко законопроект о социальных выплатах семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Призванный заменить городскими деньгами детские пособия, выделяемые сегодня из федерального бюджета, этот нормативный акт дифференцирует размер данных выплат в зависимости от возраста ребенка, вводит четкий порядок их получения и т. д. Сегодня о плюсах и минусах нового проекта наш корреспондент Александр Рабковский беседует с заместителем председателя постоянной комиссии ЗакСа по социальным вопросам депутатом Владимиром Еременко.

— Владимир Иванович, памятуя о том, что вы подготовили ко второму чтению губернаторского проекта свои поправки, тем не менее давайте постараемся быть объективными и начнем наш разговор с явных плюсов прошедшего первое чтение документа...

— Их и в самом деле немало. Во-первых, законопроект, участие в разработке которого наряду с профильными комитетами Смольного принимали в рамках рабочей группы депутаты ЗакСа, вводит единую, достаточно логичную и стройную систему выплат «детских денег» — от единовременного пособия при рождении малыша до компенсаций на еду и одежду для выпускников школы. Сегодня, как известно, все эти компенсации родители получают в соответствии с различными законами России и Санкт-Петербурга, что нередко приводит к путанице, заставляет собирать дублирующие друг друга справки и т. д.

Во-вторых, обращают на себя внимание сами размеры предлагаемых выплат. Сравните, к примеру: по федеральному закону единовременное пособие при рождении ребенка составляет 4,5 тысячи рублей, а новый городской закон предлагает поднять его планку в будущем году до 8,713 тысячи. Что касается обычных ежемесячных пособий, то тут разница еще более впечатляет: на ребенка в первый год его жизни молодая семья из федерального бюджета получает сегодня ежемесячно 70 рублей, а в Петербурге адекватная выплата на первого малыша составит 1244,8 рубля, в случае рождения второго ребенка она будет равняться 1648,24 рубля и т. д.

Если помните, то в начале этого года я был принципиальным противником принятия губернаторского закона о плате родителей за содержание ребенка в детском саду, который поднял размер этой платы в среднем с 75 до 300 — 400 рублей в месяц. Моя позиция основывалась тогда на том, что 70-рублевое детское пособие слишком уж явно контрастирует со столь подскочившими расходами на детский сад. Новый законопроект доводит размер пособия на ребенка, посещающего детский сад, до 248,96 рубля. Тем самым, считаю, социальная справедливость практически восстанавливается.

Подводя черту под перечислением явно позитивных норм и положений проекта, можно констатировать, что сумма денег, выделяемых из бюджета города в 2005 году на все виды детских пособий, составит без малого 1,708 млрд рублей, что даже больше, чем стоимость денежных выплат различным категориям ветеранов. Подобная забота городских властей о подрастающем поколении заслуживает всяческой поддержки.

— Так в чем же тогда, Владимир Иванович, суть предлагаемых вами корректив и чем конкретно они вызваны?

— Предлагается всего одна поправка к 11-й статье проекта, которая предельно проста: заменить предписываемый там безналичный, с помощью магнитной пластиковой карты, способ получения абсолютно всех детских выплат введением личного банковского счета получателя.

В настоящее время на магнитную карту «Детская» переводятся деньги по трем категориям населения: молодым семьям, где только что родились дети (единовременно), родителям детей первого и второго годов жизни. Родители остальных несовершеннолетних детей получают федеральные 70 рублей либо в отделениях Сбербанка, либо на почте. Теперь, когда все пособия ложатся на плечи городского бюджета, решено унифицировать систему их выплат, снабдив магнитными картами не только пап и мам малышей, но и родителей детей дошкольного и школьного возрастов. И вот это я считаю наиболее уязвимой нормой законопроекта.

Вспомним, как вообще появилась у нас в Петербурге система безналичных выплат детских пособий. Истоки ее просматриваются в начале 1990-х годов, когда была полностью уничтожена сеть молочных кухонь при детских поликлиниках, снабжавшая младенцев заменителями грудного молока. Вместо них появлялись явно не приспособленные для таких целей пункты, ларьки и киоски — в тех же поликлиниках, больницах, аптеках, где детское питание реализовалось зачастую с нарушением санитарных норм. Цель же при этом чаще всего просматривалась одна: торгуя детским питанием, получить понижающий коэффициент ставки арендной платы.

Тогда-то и возникла в городе постепенно идея создать специализированную сеть современных магазинов для продажи детского питания и одежды. В результате появились первые магазины «Здоровый малыш». А потом, когда ЗакС принял закон о единовременном пособии при рождении ребенка и о ежемесячных выплатах родителям малышей первого и второго годов жизни, были введены магнитные карты, которые до сих пор отовариваются только более чем в 50 магазинах «Здоровый малыш», расположенных в различных районах.

Прекрасно помню обсуждение того закона в Мариинском дворце и аргументы сторонников магнитных карт. Они говорили, что некоторые недобросовестные родители будут попросту пропивать «детские» деньги. Для того чтобы пресечь такое безобразие, и нужно ввести карты, по которым люди будут строго получать только товары детского ассортимента. Так в итоге и сделали.

Но система магазинов «Здоровый малыш» при всем желании не может удовлетворить растущих потребностей молодых родителей. Вот, к примеру, до апреля 2002 года в ассортименте товаров этих магазинов отсутствовали детский кефир и творог, предусмотренные документами Минздрава. Чтобы обеспечить реализацию качественных кисломолочных продуктов нашего «Петмола» через карту «Детская», комитету экономического развития, промышленной политики и торговли пришлось направлять в комитет по здравоохранению специальное письмо с просьбой дополнить детское меню.

А сегодня многие родители задают простой вопрос: можно ли приобрести в «Здоровом малыше» обувь для ребенка? Ответ следует неутешительный: обувь в ассортименте товаров там отсутствует, есть только пинетки для новорожденных... Словом, как ни расширяй ассортимент, все равно кто-то из покупателей будет недоволен.

Представим теперь, что начнется в этих магазинах, когда вместе с папами и мамами малышей туда пойдут отоваривать свои карты родители школьников. Ни карандаши с тетрадями, ни школьную форму таким способом не приобретешь. Значит, надо преобразовывать «Здоровых малышей» в универмаги «Детский мир». А зачем, если все необходимые товары продаются в сети обычных торговых предприятий? О продуктах питания и говорить нечего: если малыши питаются смесями и разными пюре, которые продаются в специализированных магазинах, то подростки употребляют те же продукты, что и их родители. Так какую же еду мы станем покупать для них через пластиковые карты и где? Или прикажете оборудовать в «Здоровых малышах» овощные, мясные, рыбные отделы?

Более того, сегодня в условиях свободной рыночной торговли есть случаи, когда в крупных магазинах зачастую можно по более низкой цене приобрести товары, имеющиеся и в сети «Здоровый малыш». Получается, что в этих условиях мы станем попросту заставлять родителей переплачивать? Депутатский запрос на эту тему, кстати, уже направил губернатору мой коллега Виктор Евтухов.

Не забудем, что детские пособия направлены на поддержку малообеспеченных семей, где привыкли экономить каждую копейку. Получается, что пластиковая карта реально лишает их такой возможности.

А ребенку между тем нужны не только питание и одежда. Его хочется сводить в кино, в театр, в цирк. Да мало ли еще способов разумно реализовать деньги, выделяемые государством в качестве детских пособий? Загоняя всех в какую-то одну торговую сеть, мы фактически ущемляем права родителей и самих детей на свободу выбора товаров.

Мои оппоненты, а споров на рабочей группе с участием представителей Смольного, Федерации профсоюзов и депутатов было много, обвиняют меня в стремлении разрушить систему «Здоровый малыш». Но это не так. Пусть остаются эти магазины, где действительно удобно покупать питание и одежду для самых маленьких петербуржцев. Но пусть они работают не с картами, а с обыкновенными деньгами и на равных конкурируют с другими торговыми точками, расширяя ассортимент реализуемых товаров и снижая их цены.

Есть в системе пластиковых карт, между прочим, и еще один небесспорный аспект. Банк «Санкт-Петербург», выпускающий эти карты для родителей, согласно правилам работы любого коммерческого банка, во-первых, устанавливает клиентам тарифы за обслуживание, а во-вторых, начисляет и проценты по счету карты. То есть, называя вещи своими именами, мы имеем, по сути, дело с неким вариантом обычной «прокрутки» бюджетных денег через коммерческую финансовую структуру.

Вдумаемся: ЗАО «Спецобслуживание», которому принадлежат магазины «Здоровый малыш», гарантированно получит в будущем году из бюджета 1,5 млрд рублей вне каких бы то ни было конкурсных процедур. А ведь сегодня, скажем, даже для выделения 6 тысяч рублей на приобретение книг в библиотеки требуется выдержать жесткий конкурс.

Словом, полагаю, что система пластиковых карт «Детская» в значительной степени себя изжила даже в нынешнем виде, а уж расширять ее дальше и вовсе не следует, поскольку она не соответствует рыночным принципам конкуренции.

— А как же тогда борьба с родителями-пьяницами, против которых вводились карты?

— Не будем так плохо думать о петербургских семьях: разных уродов в них все-таки гораздо меньше, чем это иногда кажется. А настоящие негодяи при любой системе найдут способ пропить детские деньги. Скажем, приобрел коляску в «Здоровом малыше», тут же продал ее по сходной цене и пропил...

Так или иначе, но свою поправку к законопроекту буду отстаивать при его втором чтении.

Александр Рабковский

Что будет с льготами для родителей  »
Юридические статьи »
Читайте также