Бюджет: Эксперимент состоится. Если Дума пошевелится

В Ленобласти еще не развернулась посевная кампания. Зато уже началась работа над бюджетом будущего года. Время не ждет: уже в октябре должны состояться выборы органов местного самоуправления в 204 муниципальных образованиях.

Соломку подстелить не удастся

Месяц назад на заседании областного правительства был рассмотрен пакет представляемых в ЗакС законопроектов, касающихся изменений в бюджетном процессе, создания и функционирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований различного уровня. По сути дела, речь идет о новой правовой основе межбюджетных отношений в субъекте. Работа над этими документами шла в региональном комитете финансов около года с привлечением ведущих ученых, экспертов Леонтьевского центра и Института реформирования общественных финансов. К дискуссии были привлечены руководители и представители финансовых органов муниципальных образований, интересы которых реформа затронет в первую очередь. В областной комитет финансов поступило более 40 конкретных предложений и дополнений с мест. Многие из них включены в текст законопроектов.

Принятие новых законов, как считают в правительстве Ленобласти, позволит на деле закрепить финансовую самостоятельность трех уровней бюджетов субъекта. Следовательно, и помощь областного бюджета муниципальным будет в определенной степени ограничена. Достаточно сказать, что с будущего года дополнительная финансовая поддержка муниципальных образований, скорее всего, не будет превышать 10% от общей суммы средств, предусмотренных бюджетом на эти цели. Область не сможет каждый раз оперативно «подстилать соломку» там, где образуется финансовый провал в работе муниципалитета.

Вместе с тем предварительные расчеты показывают, что у субъекта есть основания рассчитывать на то, чтобы в ходе реализации муниципальной реформы не снизить темпы развития территорий и качество жизни людей. В частности, по данным областного КУГИ, около 500 млн. рублей регион получит в будущем году от привлечения средств по земельному налогу, который, как известно, будет пополнять бюджеты поселений. Еще 650 млн. рублей предполагается получить по арендным платежам за пользование землей. Напомню при этом, что неналоговые поступления составляют до 70% от общих доходов ряда муниципальных образований Ленобласти.

Над прогнозами будущих бюджетных параметров работают и другие комитеты и управления. С точки зрения объемных показателей картина скоро начнет проясняться. Похоже, она не даст поводов для особого пессимизма. Областных финансистов беспокоит другое обстоятельство: велик разрыв между ожидаемым уровнем бюджетной обеспеченности различных будущих поселений. Ситуация требует уже сегодня заняться расчетами будущих доходов и расходов поселений, для чего необходимо получить большой объем информации от налоговых и статистических органов.

Найти ответы, как выравнять бюджеты

Но, как говорится, нашла коса на камень. Данные, которые до сих пор собирали эти службы, рассчитаны на обеспечение деятельности финансистов федерального уровня. Материалов, необходимых для расчета индекса бюджетных расходов муниципалитетов, в них просто не оказалось. А за информацию об общей численности населения в разрезе поселений органы статистики и вовсе запросили с финансистов немалые деньги.

Возникает вопрос: как в таком случае рассчитывать трансферты фондов финансовой поддержки муниципальных образований? И еще: к чему могут привести при отсутствии необходимой информации ошибки в бюджетном планировании? Ответить на этот вопрос должны прежде всего депутаты Госдумы, которые вправе законодательно закрепить за налоговыми и статистическими органами функции муниципального учета.

Еще одна проблема. Новые межбюджетные отношения предусматривают использование механизма так называемых отрицательных трансфертов. В соответствии с Бюджетным кодексом это означает: муниципальные образования, чья бюджетная обеспеченность на одного жителя в два и более раз превышает средний областной уровень, обязаны направлять в бюджет субъекта часть сверхнормативных доходов для перераспределения между более «бедными» территориями. Сам по себе принцип справедлив. Но финансисты области считают: данный показатель завышен и не позволяет оптимально сбалансировать возможности территорий. Богатые территории могут стать еще богаче, а бедные — беднее. Иными словами, если поступления в казну муниципального образования превышают подушевые доходы, скажем, в 1,9 раза, то делиться деньгами с соседями им уже не придется. По мнению специалистов областного комитета финансов, реальным инструментом гибкого перераспределения доходов могла бы стать цифра 1,3, и они намерены отстаивать свое предложение в Минфине РФ.

Наконец, следует сказать о налоге на доходы физических лиц. Он будет зачисляться в местные бюджеты в сумме 10% от общего объема поступлений налогоплатильщиков по данному муниципалитету. В этой связи представляет несомненный интерес недавно заключенное соглашение между властями Ленинградской, Московской и Тверской областей. Стороны согласились на участие в эксперименте по взаимному пересчету налога на доходы физических лиц. Если сегодня он взимается в пользу территории, на которой человек работает, то теперь три субъекта готовы зачислять этот налог по месту проживания.

Правда, эксперимент вступит в силу лишь в том случае, если Госдума РФ внесет соответствующие изменения в закон о федеральном бюджете на 2005 год. Ожидаемый результат пока не сулит особых финансовых выгод субъекту.

Куда важнее другое обстоятельство. Жители обоих регионов активно трудятся, соответственно, в Москве и Санкт-Петербурге. Вот только один пример. В 2003 году в бюджет города на Неве налог на доходы работающих в нем жителей Ленобласти поступил в сумме 1,2 млрд. рублей. А Ленобласть от горожан, которые в ней трудятся, получила лишь 0,1 млрд. рублей. Таким образом, изменение правил зачисления налога могло бы пополнить казну области, а значит, и ее муниципалитетов более чем на 1 млрд. рублей!

Такой вариант, конечно, вряд ли устроит петербургские власти. Но это не означает, что эксперимент не привлечет к себе внимания федеральных законодателей. Ведь многие из них представляют регионы, несущие большие бюджетные потери от ныне действующей системы зачисления налога на доходы физических лиц.

Петр Владимиров

Конкурс продолжается  »
Юридические статьи »
Читайте также