Деловой стиль всегда холодноват Но благодаря ему Петербург получает финансирование большинства своих проектов

Самая главная для любого региона проблема - сколько денег отдавать в Москву. Проект российского бюджета на 2005 год предусматривает перераспределение доходов в пользу центра, в результате чего город должен будет отдать в казну на 6 миллиардов рублей больше, чем по схеме распределения нынешнего года.

Губернатор города поставила в известность руководство страны, что эта потеря скажется на реализации многих городских проектов, имеющих общероссийское значение. В результате премьер-министр Михаил Фрадков поручил Минфину РФ (и лично А. Кудрину) рассмотреть предложения правительства Петербурга о сохранении действующей системы распределения налоговых доходов. О результате рассмотрения министр должен проинформировать городскую власть.

Другой проблемой для города являются многочисленные и зачастую малоиспользуемые военные объекты - от военных городков и складов, огородивших бетонными заборами огромные куски земли, до знаменитой Новой Голландии. Председатель правительства дал поручение министру обороны С. Иванову и министру экономики Г. Грефу решить вопрос о передаче в собственность Петербурга объектов высвобождаемого военного имущества Минобороны, кроме того, Минэкономразвития должно подготовить распоряжение о том, что Петербург получает право управления и распоряжения и другим федеральным имуществом на территории города.

Как и первый вопрос - о распределении доходов, вопрос имущественный принесет городскому бюджету миллиарды рублей.

Как обстоят дела с конкретными проектами, о которых много пишет пресса?

Минфину и Минэкономразвития поручено найти средства для завершения работ на трех станциях Фрунзенской ветки городского метро. Им же, а также Минтрансу, Минпрому и ряду других министерств предстоит определить объемы финансирования комплекса защитных сооружений - с тем чтобы были соблюдены поставленные президентом РФ сроки окончания работ на этом объекте. На нынешний год дамбе должны быть выделены дополнительные средства. Параллельно Минобороны должно передать гражданским властям судоходные трассы в Финском заливе, ранее использовавшиеся только для военных нужд.

Денег на Восточное полукольцо КАД правительство даст столько, сколько необходимо для безусловного пуска этой трассы в будущем году. И как только петербургские власти предоставят проектную документацию на Западное полукольцо, в частности участок от Московского шоссе до станции Бронка, будет открыто финансирование и на эту трассу.

Много неточностей было в публикациях о проекте строительства западного скоростного диаметра (сквозной скоростной дороги через город) и нового паромно-пассажирского комплекса на Васильевском острове. Сообщалось, что центр якобы отказался финансировать эти новые проекты. На самом деле, когда городские власти обсуждали эти проекты с Г. Грефом, о финансировании речи не шло - проекты просто представляли федеральному министру. И Г. Греф оба проекта одобрил.

Разумеется, он напомнил, что для решения финансовых вопросов, в частности выделения бюджетных денег, нужно технико-экономическое обоснование и расчет окупаемости новых объектов. В настоящее время необходимые документы городские специалисты готовят. Это не означает, что российский бюджет возьмет на себя все расходы, да никто и не ставит так вопрос. Не исключено, что по тому же новому морвокзалу все или почти все расходы возьмут на себя частные инвесторы. Но поскольку эти проекты имеют федеральное значение (ЗСД - это прямой доступ автотранспорта к главному морскому порту России - С.-Петербургскому, паромно-пассажирский комплекс - главные морские ворота России), их утверждение и поддержка на федеральном уровне необходимы.

В общем, хотя золотого дождя над Петербургом не проливается - во все вышеперечисленные проекты помимо федеральных средств вкладываются и городские деньги, и деньги инвесторов, и кредиты международных банков - говорить о каком-то "охлаждении отношений" двух столиц оснований нет. Более того, Петербург получает исключительную поддержку со стороны центра. Но, разумеется, не как родина президента, а как город, развитие которого влияет на ситуацию в стране. Петербург - крупнейший морской порт России. Через него проходит трансевропейский транспортный коридор "Север - Юг". Здесь работают ведущие судостроительные предприятия страны. Петербург - архитектурный шедевр мирового уровня, центр туризма, музейный центр, перечислять можно долго.

Что же касается разноречивых оценок отношений Питера с Москвой, то дело, скорее всего, в том, что многие не знают правил работы государственного механизма. Ни президент, ни премьер-министр не могут просто взять и дать деньги на тот или иной проект, не могут даже с ходу его одобрить. По любому вопросу сначала проходит обсуждение, потом готовятся документы, расчеты, проекты постановлений правительства, законопроектов Госдумы, все планируемые финансовые траты вносятся в проект бюджета, заново обсуждаются и утверждаются.

Деловой стиль - он всегда холодноват. Но в итоге последние пару лет Петербург действительно получает федеральное финансирование своих проектов, имеющих общероссийское значение, - от подготовки к празднованию 300-летия до строительства метро и дамбы.

В. Владимиров

Регионы считают доходы Чтобы оплатить дополнительные полномочия, отданные им центром  »
Юридические статьи »
Читайте также