Вечные ошибки Власти признали, что недавно построенные в центре города здания портят его облик

О стратегии сохранения культурного наследия, впервые созданной в Петербурге, и новых предложениях по введению охранных зон шла речь на общественном обсуждении в информационном агентстве Росбалт. Представители комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), застройщики, эксперты и журналисты в очередной раз продекларировали, что Петербург - уникальный город и его нужно охранять. Но каким образом это делать, похоже, никто до сих пор так и не знает.

Строить в центре города или нет, и если строить, то как этот процесс регулировать? Прежде чем начать разговор на эту острую для города тему, участники обсуждения для начала просмотрели слайды с изображением тех объектов элитной застройки в центре города, где градостроительные принципы были нарушены. Таких адресов много, но самые известные - отель на Почтамтской, 4, с огромным стеклянным куполом, дом у Казанского собора, жилой комплекс на Шпалерной, изменивший перспективу Смольного собора, элитный дом у Михайловского замка, комплекс "Серебряные зеркала", квартал плотной застройки "У Ростральных колонн", строящийся высотный дом на Выборгской набережной с призывной надписью - "Пентхаусы" на фасаде.

Представители КГИОП назвали просмотр "работой над ошибками", то есть признали, что эти новостройки в центре нарушили облик города. Но процесс застройки в историческом центре так называемых лакун идет полным ходом. После введения высотного регламента в апреле прошлого года застройщики вынуждены считаться с новыми требованиями, однако все здания, решения по которым принимались до этого и часто в обход КГИОП, останутся и никаких санкций к их создателям применяться не будет, объяснили представители комитета.

Возникает еще один важный вопрос, ответ на который пока неизвестен. С введением новой схемы охранных зон, в соответствии с которой строительство в центре должно по идее ограничиться лишь реставрационными работами, удастся ли избежать давления, которое может последовать со стороны тех или иных инвесторов и российского правительства? Именно постановлением правительства зона у Мариинского театра была названа "зоной особого градостроительного регулирования", в которой разрешено новое строительство. И теперь ведутся переговоры с архитектором, который только сейчас постигает особенности петербургской архитектуры. С ним уже договорились о снижении высоты проектируемого здания на 4 метра. На вопрос, а удастся ли воспрепятствовать, скажем, решению "Газпрома" построить в центре высотный дом, представители КГИОП ответили, что, возможно, не удастся. Тогда чего стоят разработка охранных зон и утверждение их в новом Генплане?

Остается надеяться на то, что, как подчеркнул директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, принятые документы "понизят амбициозность и агрессивность нового строительства в центре". Участники дискуссии в итоге назвали охрану исторического облика города "новой петербургской идеей".

В Петербурге не должно быть бутафории

Александр Марголис, гендиректор Международного фонда спасения Петербурга:

- Угроз историческому наследию на самом деле много. Например, план реконструкции Летнего сада. Идея восстановить там постройки XVIII века приведет к безответственному новоделу. Вроде бы все законно - не строим, а воссоздаем. В Москве это происходит повсеместно - сносят особняк и из бетона возводят новый. В Петербурге не должно быть театральной бутафории.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:

- Меня беспокоит жилищное строительство в центре, так как при этом не реставрируются старые жилые дома. Строительство создает еще и много аварийных ситуаций, ведет к осадкам и трещинам в старых зданиях. Согласия жителей при этом не спрашивают. В Амстердаме мы не могли открыть наш небольшой музейный филиал, пока все жители квартала не сказали "да". Считаю, что новые постройки в центре должны появляться лишь в исключительных случаях.

Борис Кириков, зампредседателя КГИОП:

- Не будем говорить о спальных районах - они не скоро станут объектом культурного наследия. Но, к сожалению, и новая архитектура, которую мы видим в центре, чаще всего не выходит на уровень не то что Росси и Растрелли, но и Штакеншнейдера. А строить есть где - например, на территории мебельной фабрики имени Халтурина.

Вера Дементьева, председатель КГИОП:

- Да, в городе есть лакуны - пустоты, где можно строить. Можно строить и на внутридворовых участках. Но возникает ощущение, что лакуны подступают все ближе к нашему "золотому ядру". Все чаще ставится вопрос о сносе старых, ветхих построек, хотя их можно и нужно сохранять. Хотелось бы принять четкие правила.

Алла Борисова

"Боевые награды"  »
Юридические статьи »
Читайте также