Обедненный уран: из Гавра в Петербург

На минувшей неделе в петербургский порт вошел сухогруз "Капитан Куроптев". По версии "Гринписа", он привез в Россию ядерные отходы. Эта новость обсуждалась всеми и вся. В Росатоме утверждали, что это не ядерные отходы, а урановое сырье, переработка которого возможна только по российской технологии.

Гринписовцы обвиняли российские власти в нарушении природоохранных законов и пугали непредсказуемыми последствиями, а власти говорили, что никакой опасности груз не представляет.

Приключения злополучного груза начались еще во французском порту Гавр - 1 декабря 25 активистов французского отделения "Гринпис" на десять часов задержали работу по погрузке обедненного гексафторида урана на борт судна. Они забирались на погрузочные краны и даже приковывали себя цепями к сухогрузу. Тем не менее погрузка все-таки завершилась и судно с тысячью тонн гексафторида урана отправилось в Петербург.

В Питере гринписовцы оказали судну соответствующий прием. Вечером 7 декабря одиннадцать активистов "Гринписа" на трех резиновых лодках попытались преградить путь сухогрузу "Капитан Куроптев". Попытка не удалась: моряки применили водометы и сухогруз беспрепятственно вошел в порт. По рассказу гринписовцев, капитан корабля при виде лодок не замедлил ход, а, наоборот, ускорил. Если бы произошло столкновение, могли бы быть жертвы. По информации сотрудников "Гринписа", опасный груз из Питера отправился по железной дороге в Томск на переработку. Экологи и жители Томска намерены встретить его акциями протеста, так как они возмущены тем, что в их город ввозят радиоактивные вещества.

По словам руководителя энергетического отдела "Гринпис" в России Владимира Чупрова, обогащенное ядерное топливо потом отправится обратно. Однако в "Гринписе" утверждают, что во Францию вернется только 10 процентов груза, а остальные 90 - останутся в России.

Таким образом, по словам Владимира Чупрова, нарушается статья 48 Закона РФ "Об охране окружающей среды" , по которой ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств для захоронения запрещается.

Между тем в порту Петербурга никаких особых мер безопасности не принималось. Как сообщил корреспонденту "ТС" генеральный директор ООО "Северное морское пароходство - Петербург" Абай Сандыбаев, компании - агента судна "Капитан Куроптев", они рассматривали прибытие этого груза как обычный судозаход. Тем более что все разрешения на ввоз гексафторида урана в Россию получены.

По словам Владимира Чупрова, контейнеры, в которых будет перевозиться уран, не соответствуют требованиям безопасности - они разгерметизируются уже через 13 минут в случае пожара, причем зона поражения охватывает несколько сотен метров от очага возгорания. Между тем эксперт МАГАТЭ по обращению с обедненным гексафторидом урана, начальник отдела ВНИИ химической технологии Виктор Середенко утверждает, что его перевозка абсолютно безопасна, а такими операциями занимаются все страны, имеющие ядерную энергетику. По его словам, гексафторид урана - это идеальный продукт для ядерной энергетики, а наша страна обладает такими технологиями по работе с ним, которым нет аналогов в мире.

Отрицательное отношение большинства россиян к ввозу в страну любых радиоактивных грузов основывается часто на недостатке информации о том, какова реальная угроза радиации и как можно от нее защититься. Специалисты говорят о проявлении у людей "радиофобии" - повышенного страха перед радиацией.

Мария Мокейчева

Органы МСУ ответят за озеленение Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также