Слепая любовь

Алла Манилова самостоятельно присвоила рекламе Пятого канала социальный статус

В среду поздно вечером депутат ЗакСа Сергей Гуляев получил официальный ответ губернатора Валентины Матвиенко на свой запрос по поводу массового размещения на улицах города рекламы ОАО "ТРК Петербург" (чьи 68,2% акций принадлежат горадминистрации). Депутат просил объяснить, на каких основаниях рекламной продукции ТРК присвоен статус "городской некоммерческой информации", предусматривающий бесплатное размещение. Ответ губернатора депутата не удовлетворил, и теперь он собирается обратиться за дальнейшими разъяснениями в прокуратуру и Контрольно-счетную палату.

Напомним, рекламная кампания Пятого канала приурочена к состоявшемуся 1 апреля его эфирному перезапуску под новым брэндом. На плакатах и видеороликах для уличных трансляций с конца марта рекламируются участники кастинга телеведущих и развлекательное реалити-шоу "Любовь слепа". Для этого использовано несколько сотен единиц рекламоносителей различного формата. Коммерческое размещение на них, по оценке депутата, стоит около $760 тыс. Хотя письмо госпожи Матвиенко поступило в Мариинский дворец с курьером буквально "на флажке" (в среду истекал официальный срок для ответа), в ЗакСе отметили нехарактерную для Смольного оперативность: обычно губернаторские ответы опаздывают на месяц.

Как сообщает губернатор, статус городской некоммерческой информации (ГНИ) был присвоен части рекламной продукции ТРК по личному распоряжению председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Аллы Маниловой. Отсутствие рекомендации комиссии по экспертной оценке рекламной продукции общегородской и социально значимой направленности объясняется тем, что старая комиссия "фактически перестала функционировать", а ее новый состав еще только будет представлен правительству 20 апреля (по информации Ъ, рассмотрение этого вопроса уже несколько раз переносилось).

Из ответа также выяснилось, что статус ГНИ присвоен рекламе ТРК как "наиболее важному общегородскому проекту". "Нет сомнений, что перезапуск ведущего городского телеканала относится к их числу", -- заключает Валентина Матвиенко. Губернатор предлагает не считать ОАО "ТРК Петербург" "просто коммерческой организацией", так как ее основным акционером является горадминистрация. И хотя ТРК не получает бюджетных дотаций, она обременена "рядом социальных и информационных функций" и даже "выступает в жизни города одним из главных носителей массовой информации, а для многих является единственным". В частности, в Смольном решили вознаградить ТРК за отказ от трансляции рекламы в День освобождения города от блокады, бесплатное изготовление и показ социальных роликов, трансляцию предвыборных дебатов, общегородских мероприятий и даже матчей "Зенита".

По версии губернатора, реклама на так называемых социальных местах не должна приносить доходов в бюджет. При этом не уточняется, были ли поданы на эти места другие некоммерческие заявки и по каким критериям они были отклонены, а также возможно ли в случае отсутствия социальной информации занимать эти места доходной коммерческой рекламой.

Губернатор также разъясняет, что часть плакатов ТРК размещена на коммерческих рекламоносителях. В этом случае деятельность "самостоятельных хозяйствующих субъектов не является предметом регулирования исполнительных органов власти", а налоговые платежи поступают в бюджет непосредственно от владельцев рекламоносителей. По словам опрошенных Ъ владельцев рекламных щитов, речь идет о размещении плакатов ТРК на временно пустующих площадях (за которые их хозяева, впрочем, все равно платят городу арендную плату). Схема подобных отношений представляет собой безвозмездную помощь рекламодателю, бартер или размещение по "бросовой цене".

Вчера депутат Сергей Гуляев сообщил Ъ, что собирается обратиться в прокуратуру и Контрольно-счетную палату за дальнейшими разъяснениями. Он намерен выяснить правомочность единоличного принятия решения по присвоению ТРК статуса некоммерческой рекламы госпожой Маниловой (тем более что она является еще и председателем совета директоров ТРК "Петербург". -- Ъ), а также финансовые подробности изготовления и размещения рекламной продукции ТРК. К тому же депутата не устраивает трактовка губернатора, согласно которой канал является городским (то есть подконтрольным власти) и одновременно -- "самостоятельным хозяйствующим субъектом".

По данным Ъ, в новый состав экспертной комиссии по некоммерческой рекламе войдут несколько неработающих в Смольном специалистов. Вчера двое из них прокомментировали Ъ ситуацию с ТРК. Глава Общественного совета по рекламе Сергей Пилатов заявил, что "ситуация спорная и требует оценки самого рекламного сообщества". В свою очередь председатель комитета по рекламе Торгово-промышленной палаты, гендиректор BV Media (владеющей в городе сетью рекламных щитов) Сергей Филимонов считает, что налогоплательщики должны поддерживать принадлежащие городу коммерческие предприятия, рассчитывая на "общие дивиденды". На вопрос, откуда возьмутся эти дивиденды, если до сих пор ТРК не приносила доходов в бюджет, господин Филимонов ответил, что "уверен в расчетах Валентины Матвиенко".

АННА ПУШКАРСКАЯ

Рекламный детектив  »
Юридические статьи »
Читайте также