Право как иллюзия возможности

Власти сочли, что раз в стране нет условий для реального обеспечения жильем большинства населения, то следует сохранить хотя бы иллюзию такой возможности

В прошлом номере нашего журнала на этой же странице была опубликована статья "Бесквартирный вопрос", посвященная проблеме обеспечения россиян жильем в свете вступившего 1 марта в силу Жилищного кодекса (ЖК). Основной пафос статьи верен, но аргументация нуждается в существенном дополнении. Бесплатного жилья стоящие на очереди россияне в подавляющем большинстве действительно никогда не получат. Но не потому, что это запрещено новым ЖК, а вследствие объективной неспособности государства решать жилищные проблемы населения таким способом.

Вопреки утверждениям многих политиков и общественных деятелей, критикующих сейчас ЖК (которые поначалу и нас ввели в заблуждение), он, в сущности, сохранил право россиян на получение от государства бесплатного жилья, то есть такого, за получение и пользование которым не нужно платить по рыночным ценам. В 42 статьях третьего его раздела подробно описываются правила предоставления государственного жилья российским гражданам на условиях социального найма. Изучение этих статей показывает, что эти условия ничем, в сущности, не отличаются от тех, что действуют для нынешних обитателей государственных квартир.

Статья 60 специально оговаривает, что договор социального найма бессрочный и что изменение оснований, дающих право на получение жилья, не влечет за собой расторжение договора. То есть, если человек получил бесплатную государственную квартиру, а потом стал долларовым миллионером, квартиру у него не отберут. С точки зрения использования социальное жилье практически не отличается от собственного. Плата за найм - символическая и по политическим причинам вряд ли когда-нибудь приблизится к рыночной. Человек, живущий в государственной квартире, обладает такими же правами, что и россиянин, проживающий в собственной, - вплоть до права пользования общим имуществом дома и сдачи своей квартиры в поднайм (в ЖК предусмотрена даже процедура фактической передачи права проживания в социальном жилье по наследству). Более того, теперь, согласно статье 71, временное отсутствие даже всех жильцов государственной квартиры "не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма" -до 1 марта жильцы на основании их длительного отсутствия в квартире могли быть, в принципе, выселены из государственного жилья.

Права нанимателя социального жилья серьезно изменились только в одном - он не может теперь продать свою квартиру (обменять ее на частную он не мог и до 1 марта). Согласно статье 12 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", "не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года...". Но большинство нынешних россиян может без приватизации обойтись. Само наличие жилья человеку важнее права его продажи.

Вопреки утверждениям оппозиционных политиков, получить социальное жилье могут далеко не только малоимущие. В пункте 3 статьи 49 прямо говорится: "Жилые помещения... по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях". Особых ограничений на такие категории Жилищный кодекс не предусматривает.

Сохраняются практически все критерии, по которым людей (точнее, семьи) ставят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (то есть на пресловутую "очередь"). Причем остается и главный критерий - если на каждого члена семьи приходится количество квадратных метров ниже учетной нормы. Нынешняя очередь не будет ликвидирована. Согласно статье 6 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", "граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года... сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма".

Таким образом, по большому счету, все остается, как было - что касается прав на получение государственного жилья и пользования им. Однако необходимо учесть важное обстоятельство - абсолютное большинство россиян, как уже стоящих на очереди, так и тех, кого будут ставить, реализовать это право не смогут никогда. Об этом подробно говорилось в упоминавшейся предыдущей статье. К приведенным в ней соображениям имеет смысл добавить следующее.

В той социально-экономической системе, в которой мы сейчас живем, для большинства населения решение жилищного вопроса путем предоставления бесплатного государственного жилья невозможно по принципиальным соображениям. Совершенная нами в 1991 году рыночная революция радикально сократила полномочия государства и его возможности по организации жизни граждан. Мы добились свободы, то есть права самим строить свою жизнь. А это предполагает, что мы сами должны решать свои частные проблемы, в том числе и жилищную.

Но механизм приобретения жилья на зарплату (например, по ипотечной схеме) работает только в стране с приличными зарплатами, низкой инфляцией, стабильной политической системой, развитой банковской системой и рынком жилищного строительства. Ничего этого в России пока нет. И виновата в этом не столько власть, сколько мы сами, избирающие эту власть не разумом, а сердцем, и требующие от нее, как показывают социологические опросы, не столько развития экономики, сколько "восстановления мощи страны". Идя навстречу пожеланиям трудящихся, власть закачивает в военный бюджет сотни миллиардов рублей и не слишком заботится о развитии экономики.

В такой ситуации государство, принимая новый Жилищный кодекс, решило, видимо, пойти на хитрость. По сложившейся традиции россиянин верит, что если его поставят в очередь, то она рано или поздно дойдет и до него. Власти сочли, что раз в стране нет условий для реального обеспечения жильем большинства населения, то следует сохранить хотя бы иллюзию такой возможности. Как лекарство от психологического срыва. Может быть, они и правы.

Владимир Грязневич

Ипотека станет доступнее?  »
Юридические статьи »
Читайте также