Закон о том, как протолкнуть закон Депутат хочет навести порядок среди петербургских лоббистов.

По мнению председателя комитета по законодательству ЗС СПб Игоря Михайлова, разработанный им закон поможет "кардинальным образом изменить существующую систему принятия решений органами государственной власти Санкт-Петербурга" и даже устранить такие негативные явления, как коррупция, "местечковость", "клановость" и тому подобное.

Вряд ли, впрочем, один закон сможет устранить всю питерскую коррупцию. Тем не менее "михайловский" закон любопытен, ибо в питерском законодательстве аналогов не имеет.

Слова "лобби" и "лоббист" давно стали привычными, в том числе и в отечественном лексиконе: каждый день мы слышим или читаем что-либо подобное. "Военно-промышленное лобби", "аграрное лобби", "лоббистские группы"... в общем, круг понятий довольно широк. Однако при всем при этом законных определений лоббизма и лоббистов нет - вот и получается, что перечисленные понятия имеют скорее негативный оттенок, как будто речь идет о каком-то недозволенном "проталкивании" предложений в чьих-то корыстных интересах.

Что же, "проталкивание" действительно имеет место. И интересы - тоже. Более того, как указывает Игорь Михайлов в пояснительной записке к законопроекту, есть страны (Индия), где лоббизм считается одной из форм коррупции. В Италии лоббизм вообще не признается и считается не подлежащим законодательному регулированию. А, например, в США уже больше века назад - в 1876 году - был принят закон "О лоббистской деятельности", которая считается вполне достойной и уважаемой. То же - в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии. В этих странах существуют профессиональные структуры, занимающиеся лоббизмом, к их услугам прибегала когда-то даже Маргарет Тэтчер...

А что же в России? Отечественный опыт весьма мал. В отдельных региональных законах и других юридических актах упоминание о лоббизме встречается. Правда, большей частью с негативным (в крайнем случае с нейтральным) оттенком. Такой подход депутат Михайлов считает принципиально неверным: по его мнению, "пока лоббистская деятельность будет осуждаться как таковая - лобби постараются идти самыми некорректными, "подковерными" путями". Между тем, полагает он, лоббизм по своей сути - это один из способов участия граждан в ведении государственных дел, позволяющий "надавить" на власть и добиться реализации своих интересов. Ничего негативного или незаконного здесь быть не должно - надо лишь ввести лоббизм в регулируемые рамки, расписав, "что можно и что нельзя".

Именно эта попытка и предпринята во внесенном Михайловым законе.

Под "лоббистской деятельностью" в нем понимается "взаимодействие юридических и физических лиц с Законодательным собранием Санкт-Петербурга с целью оказания влияния на разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга".

Лоббист - российский гражданин, который ведет лоббистскую деятельность, представляя своих клиентов.

Законодательное собрание аккредитует заявивших о себе лоббистов (порядок аккредитации предлагается исключительно "уведомительным"), выдает им удостоверения, заключает с их клиентами договоры на оказание лоббистских услуг.

После этого аккредитованные лоббисты получают немалые права: им выдается пропуск в Мариинский дворец, обеспечивается доступ к депутатам и право на получение в Собрании любой открытой информации, а также проектов законов, поправок к ним и "других документов и материалов по лоббируемому вопросу". В качестве форм лоббизма признаются представление в ЗС информации, документов и проектов правовых актов, участие с правом совещательного голоса в заседаниях комитетов и комиссий Собрания, устные, письменные, телефонные и иные контакты с депутатами, организация публикаций в СМИ в поддержку лоббируемых проектов законов...

При всем этом закон содержит ряд важных ограничений.

Так, запрещается лоббистская деятельность в отношении судебных органов власти (заметим: ничего почему-то не говорится о лоббизме в отношении исполнительной власти).

Лоббистами не могут быть лица, занимающие должности в органах государственной власти города, назначаемые или приглашаемые Собранием эксперты или консультанты (по вопросам их экспертной деятельности), лица без гражданства или с двойным гражданством, лица, имеющие судимость за уголовные преступления, несовершеннолетние, лица, не имеющие высшего образования, и так далее.

Наконец - что вполне понятно, - чиновникам запрещается занятие лоббистской деятельностью в течение года после отставки или увольнения.

И еще один любопытный момент закона: Законодательное собрание ежеквартально публикует в своем "Вестнике" полный список аккредитованных лоббистов, их клиентов, информацию о целях лоббистской деятельности и решениях, на подготовку которых влияют лоббисты. Так что питерский лоббизм задумывается как абсолютно "прозрачный".

Что же, осенью мы узнаем, как эту инициативу воспримут большинство депутатов городского парламента.

Виктория Работнова

Лоббизм - в законе? Петербургские законодатели хотят легализовать лоббистскую деятельность  »
Юридические статьи »
Читайте также