Столица круизов: Перейдем на современный вид бизнеса

14 сентября Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в целом постановление ЗС «О присвоении наименования «Пассажирский порт Санкт-Петербург» строящемуся морскому терминалу на Васильевском острове в Санкт-Петербурге . Решением городского правительства строительство нового морского пассажирского терминала на западе Васильевского острова включено в список важнейших стратегических проектов социально-экономического развития Петербурга. О значении стройки для повышения туристского имиджа северной столицы рассказывает генеральный директор туристической фирмы «Арктур Трэвел» Александр Пошивай.

— Прогуливаясь по набережной Невы, легко заметить, что наш город сегодня является оживленным туристским портом: не первый год перед мостом Лейтенанта Шмидта по обоим берегам швартуются самые современные лайнеры под флагами разных стран. Судя по всему, для туристов такие причалы очень удобны — сели в автобус, и уже через пять минут входят в Эрмитаж. Так зачем же строить новый пассажирский порт на Васильевском острове?

— Действительно, Петербург сейчас, по сути, единственный в России крупный морской порт круизного туризма. Об этом говорит хотя бы статистика прошлого года: к нам иностранные пассажирские суда заходили 462 раза, а в Сочи — только 26 раз, во Владивосток — 15, в Мурманск и Архангельск и вовсе по два рейса. Так что объективно Питер является российской столицей круизов. Более того, и в Северной Европе мы на третьем месте — вслед за Копенгагеном и портом Тилбери, который является воротами Лондона.

Но если взять показатели общего оборота морских туристских рейсов, включающего, кроме круизных, еще и крупные паромные суда, то тут, увы, мы значительно отстаем даже от большинства своих балтийских соседей. Сравним: Петербург в прошлом году принял морем 320 тысяч туристов, а Таллин — 6 миллионов.

Отдадим, конечно, должное красотам и историческим памятникам эстонской столицы, но ведь и наши достопримечательности никак не хуже. А разница в потоках туристов, как видим, очень существенная. Вот и ответ на вопрос. Морские паромы мы принимать пока в надлежащих объемах не можем — не хватает причальных стенок, где бы могли швартоваться современные морские круизные суда.

Добавлю еще несколько экономических выкладок. По оценкам наших специалистов, в этом году выплаты портовых сборов от приема круизных лайнеров ожидаются в пределах 10 млн. долларов, стоимость приобретаемого у нас иностранными судами топлива составит 35—40 млн., оплата различных косвенных внутрипортовых услуг — до 5 млн. долл. и т. д. Сегодня вот такие реальные доходы от круизного бизнеса, а с появлением нового пассажирского порта их можно, как показывает пример других, увеличить как минимум на порядок!

— Значит, морские суперлайнеры и паромы будет принимать Васильевский остров. Но, как известно, в процессе обсуждения проектов рассматривались и другие варианты для размещения пассажирского терминала, в частности в Кронштадте, Ломоносове. Была, наконец, идея просто реконструировать, осовременить существующий морской вокзал в Гавани. Почему в итоге остановились все же на том, чтобы намыть новые площади на западе острова?

— Этот вариант оказался оптимальным, во-первых, потому, что речь идет все-таки о появлении нового городского микрорайона, а не о территориях в пригородах. Ну, а во-вторых, необходимость намыва диктуется масштабом задач, которые предстоит решить. Новый терминал — это целая туристская инфраструктура с современными отелями, ресторанами, магазинами, развлекательными комплексами, бизнес-центрами и т. д. На существующих площадях в Гавани такой комплекс уже не построить. Сейчас речь идет о создании и освоении огромной территории — не менее 450 га, разумеется, с учетом всех необходимых гидротехнических сооружений.

В то же время работы будут разворачиваться не с нуля. Вблизи устья Смоленки есть сложившаяся уже система морской навигации с радарными установками, знаками навигационной обстановки. Работы же в заливе начнутся с углубления существующего петровского фарватера.

Появление нового пассажирского порта со всей необходимой инфраструктурой позволит развивать в Петербурге такой современный вид бизнеса, как система «turnaround», которая предусматривает смену пассажиров и частично даже экипажа лайнера в одном из круизных портов.

Механизм работы по данной системе прост: некоторые туристы заезжают в порт заранее, размещаются в гостиницах, посещают экскурсии. Не все из прибывающих на лайнере отплывают на нем же. Таким образом, порт фактически обслуживает двойное, а то и тройное количество пассажиров. Кстати, именно так и работают сегодня упомянутые уже Копенгаген и Тилбери, которые опережают Петербург в Северной Европе по объемам круизного туризма. Но достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться: именно Петербург — самая дальняя точка движения судов по Балтийскому морю. И это удачное географическое положение, на мой взгляд, само заставляет нас развивать «turnaround».

— Какие же корабли смогут заходить в нашу новую гавань?

— Прежде всего это будут суда класса «Вояджер» вместимостью до 4,5 тысячи пассажиров. Им сегодня Петербург недоступен из-за малых глубин и отсутствия причалов. Проект на западе Васильевского предусматривает, что уже через три года там появятся три причала, которые смогут принять лайнеры до 300 метров длиной. А это свыше 12 тысяч туристов в день в пик сезона. Доходы в российский бюджет при этом должны составить до 69 млн. долларов в год, а в петербургский — не менее 56 млн. долларов. Вот такая выгодная получается арифметика.

Ольга Александрова

Какого цвета флаг российского флота ?  »
Юридические статьи »
Читайте также