Какого цвета флаг российского флота ?

Многолетняя борьба международных профсоюзов с системой "удобных флагов" может окончиться их победой.

В начале сентября в Петербурге проходил всемирный семинар координаторов и инспекторов Международной федерации транспортных рабочих (МФТ/ITF). Примечательно, что темой мероприятия этой мощнейшей организации, которая объединяет 605 морских профсоюзов из 137 стран мира и насчитывает более 5 млн членов, было обучение ее инспекторов действиям, направленным на ликвидацию системы "удобных флагов" и возврат судов (в том числе и российских) под их национальную юрисдикцию.

В данном случае слово "флаг" имеет гораздо большее значение, чем определяемое энциклопедией "полотнище правильной геометрической формы, поднимаемое на специальной мачте (флагштоке)". Ведь не секрет, что в период приватизации достаточно большая часть российского торгового флота оказалась разбита на мелкие компании, которые ушли под так называемые "удобные флаги" Либерии или Панамы, а их руководство, совершенно не платя налогов своей стране, еще и экипажу платило мизерные суммы, а то и пыталось не платить вовсе...

Уйти, чтобы выжить

Одна из причин проведения семинара в России состоит в том, что наша страна - это крупная (если исходить из числа судов и судоходных компаний) морская держава, которая тем не менее не является таковой, если принимать во внимание число судов, носящих ее национальный флаг. В России - много моряков, но многие из них работают под другими флагами, число же работающих под национальным флагом постоянно снижается. Несколько лет назад тоннаж судов с флагом России превышал 10 млн тонн, а сейчас не насчитывает и пяти...

Заместитель председателя Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков говорит, что в период экономических реформ 1990-х гг. судоходные компании стали независимы от государства и оказались вынуждены выводить суда под "удобные флаги", чтобы обеспечить воспроизводство флота, чтобы иметь возможность заложить суда и получить финансовые средства для строительства новых.

"Удобные" флаги удобны не всем

Проблема не является российской, она давно приобрела глобальный характер. Всеволод Пересыпкин, генеральный директор Центрального научно-исследовательского и проектного института морского флота, приводит такие данные: еще несколько лет назад под "удобными флагами" ходило до 90 процентов японского флота, 74 процента - американского, а в общей сложности в странах "удобного флага" было зарегистрировано более 60 процентов всего мирового тоннажа морского торгового флота.

По словам генерального секретаря МФТ Дэвида Кокрофта, ITF борется с системой "удобных флагов" уже почти 60 лет. И возможно, наконец произойдет прорыв, поскольку общество начинает понимать, что эта система только вредит мировой стабильности. Так, либерийский флаг (второй в мире "удобный флаг" по числу зарегистрированных под ним судов), очень популярный среди владельцев танкеров, на поверку оказался флагом правительства, которое дискредитировало себя в глазах мирового сообщества торговлей оружием, наркотиками и нарушением других международных норм. Если в большинстве стран судовладельцы пользуются системой "удобных флагов", чтобы иметь возможность за меньшие деньги нанимать иностранных рабочих, то в России это не так. Работающие под чужестранными флагами российские моряки получают больше. Как сообщил Юрий Сухоруков, практически на все суда российских судовладельцев, переведенные под "удобные флаги", усилиями профсоюза распространен одобренный ITF коллективный трудовой договор, и таких судов уже - более 220.

Потеряли, а что найдем?

Мнения о том, что же теряет страна из-за ухода сотен судов под чужую юрисдикцию, расходятся. Председатель Российского профсоюза моряков Игорь Павлов упущенной выгоды не видит. По его мнению, если бы российские судовладельцы не имели возможности уйти в свое время под "удобный флаг", они не имели бы и возможности обновлять флот. А новые суда - это собственность российских компаний, на них работают российские моряки, получающие хорошую зарплату, которую они ввозят и тратят на родине.

С ним не согласен Юрий Сухоруков, который оценивает потери бюджета России как "колоссальные". Он подчеркивает, что от работы российского судна, зарегистрированного где-нибудь на Каймановых островах, в Либерии или в Панаме, государство не получает налогов. Но еще более серьезной проблемой он считает переход грузопотоков, которые должны были бы перевозиться судами под российским флагом, к иностранным фрахтователям. Только за прошлый год зарубежные фрахтователи заработали более 2 млрд долларов за перевозку грузов для России.

Сегодня российское законодательство таково, что судовладельцу экономически более выгодно работать под "удобным флагом". Но для сохранения квалифицированных моряков даже работающие под российским флагом судовладельцы вынуждены платить морякам зарплату, сопоставимую с зарубежной. Однако сегодня российскому судовладельцу содержание судна, включая и заработную плату экипажа, обходится дороже, чем существование под "удобным флагом".

Законопроект о втором морском регистре и направлен на то, чтобы судовладельцу стало выгодно работать под флагом России. По замыслу авторов, закон должен создать в России условия не менее выгодные, чем в странах "удобного флага".

Как говорит Дэвид Кокрофт, Госдума России в этом году уже обсуждала проект закона о втором государственном морском регистре судов. По его мнению, закон позволит избежать очень многих неудобств при налогообложении судов под российским флагом и при кредитовании строительства новых судов.

Профсоюз моряков поддерживает идею создания в России второго морского регистра, как это сделано уже во многих странах (например, в Германии, Норвегии). Для него наиболее существенным является, чтобы новый закон гарантировал не только налоговые льготы судовладельцам, но и минимальный уровень зарплаты моряков, установленный Международной организацией труда (МОТ).

Есть у проблемы "удобных флагов" и еще один существенный аспект. Еще в 2001 г. тогда первый замминистра транспорта РФ, руководитель Службы морского флота России (Росморфлота) Вячеслав Рукша предрекал, что к 2005 г. большая часть российского морского флота будет списана в металлолом, так как средний возраст судов под российским флагом превышает 19 лет, а российских судов, работающих под иностранным флагом, - не превышает 10 лет... Кстати, уже тогда из морских судов общим водоизмещением 11,2 млн тонн, принадлежавших российским судоходным компаниям, почти 7 млн тонн приходилось на суда, зарегистрированные за рубежом под иностранными "удобными флагами". Законопроект о втором морском регистре, который, по мнению Игоря Павлова, может быть принят уже в этом году и позволит решить и проблему старения флота, поскольку в новый регистр будут заноситься либо новые суда, либо приведенные под российскую регистрацию из-за рубежа.

Сергей Кораблев

В море идут одни старики На совете по морской деятельности обсуждали проблемы безопасности  »
Юридические статьи »
Читайте также