Намыв - отмыв?

В минувшую среду в Петербурге на Васильевском острове состоялся митинг против очередной масштабной строительной затеи. Как известно, в Западной части острова намечается создание намывных территорий площадью 450 га, на которых впоследствии будет построен порт для приема круизных лайнеров, восьмиполосное шоссе Западного скоростного диаметра и, собственно, элитные жилые дома.

В городской прессе уже публиковались материалы об этом, без сомнения, "удивительном" замысле, в рекордно короткие сроки появившемся на свет при согласии как городской, так и федеральной власти. Напомним, в ходе городского конкурса победил проект "Окно в Европу", притом что его технических обоснований и всяких необходимых экспертиз нет по сей день. О том, в чьей конкретно голове изначально вызрела эта идея подзаработать, мы, вероятно, узнаем гораздо позже. Был ли то функционер, строитель или иной умный парень, сумевший провентилировать мозги потенциальным участникам концессии, пока можно только догадываться. Очевидно другое: заработать здесь можно не то чтобы много, а чрезвычайно много. На митинге сообщалось, что реализация проекта обойдется где-то в три миллиарда долларов. Список инвесторов пока не определен, но деньги, по слухам, уже капают.

Как с размахом освоить подобные суммы, у нас, в Северной столице заинтересованные лица знают в тонкостях не понаслышке. Особенно учитывая тот факт, что в Финский залив собираются вбухать, несомненно, гигантское количество грунта, который в принципе сложно точно "вешать в граммах". Можно с уверенностью предположить, что если дело, не дай бог, дойдет до воровства, то суммы, освоенные в ходе подобных земляных откатов, могут быть поистине космические. Сто грузовиков направо, сто налево - поди сосчитай.

Конечно, разговорами о воровстве, социальных конфликтах, экологических угрозах и прочих строительных прелестях обрастает в Петербурге едва ли не каждый проект века. Подобные ситуации преспокойно пережили и многострадальная дамба, и пресловутая яма у Московского вокзала... На подходе Китайский квартал и вышеозначенное "Окно".

Совершенно очевидно, что если есть стойкое желание "поиграть в куличики", никакими общественными выступлениями (а они, отметим, зачастую у нас вяловатые) чиновников не проймешь. Не беда, что люди, которые сегодня покупают квартиры с видом на море, причем за немалые деньги, столкнулись с перспективой наблюдать вместо водной глади строительство, а впоследствии - "спины" очередных зданий. Совершенно неважно, что на западный берег Васильевского острова круглый год съезжаются многие петербуржцы - летом загорать, зимой кататься на лыжах и т.п. Понятно, что правовая граница между интересами местного населения и теми, кто воплощает проект в жизнь, в принципе, заботит власти в последнюю очередь.

Однако в случае с намывом существует один нюанс - насколько вообще выполнимо задуманное с чисто технической точки зрения. И здесь самое время обратиться к фактам. Начнем с того, что в западной части Васильевского острова в середине прошлого века уже было намыто порядка 450 га. Сейчас на ней завершается строительство зданий "Морского фасада". Тогда территорию намывали на мелководье, не глубже семидесяти сантиметров от уровня моря, потому что дальнейшее продвижение в море считалось трудноосуществимой и, главное, нерациональной (это в советские-то годы!) задачей. Причем грунт для насыпи брали со дна у береговой линии. Таким образом, ныне прибрежная зона у западной части Васьки являет собой карьер, глубина которого, как утверждает руководитель архитектурной мастерской "Фронтон" Владимир Соколов, в некоторых местах достигает семи метров. И именно здесь собираются намывать новые земли. Словом, при создании "Окна" задача существенно усложняется, поскольку для начала нужно засыпать данную яму.

Откуда же взять песок, если его сегодня с трудом достают для строительства Кольцевой автодороги? Между тем установки, способные брать грунт со дна, рассчитаны на малые глубины.

Следует также заметить, что во времена оные для уплотнения намывного грунта во втором и третьем квартале Васильевского острова использовались взрывные устройства. Дело в том, что по прошествии нескольких лет, учитывая большой слой намывной территории и ее влажность, пришлось взрывать грунт в шахматном порядке, чтобы из образовавшихся воронок удалять скопившуюся там воду.

Другая проблема - инженерные коммуникации. По техническим условиям еще в 70-х для достройки кварталов в западной части Васильевского острова необходимо было прокладывать дюкеры для водоснабжения, создавать новые, больше по диаметру сети. В общем, это внушительный объем работ, помимо самого намыва. Что касается теплоснабжения, то на Васильевском уже двадцать пять лет кряду откладывается строительство второй котельной. Можно сказать, остров держится за счет седьмой ТЭЦ, и если бы не спад промышленного производства, который позволил перераспределить подачу тепла в пользу жилого сектора, то строить было бы просто невозможно.

Еще один важный вопрос касается непосредственно транспортной инфраструктуры. Будущий Западный скоростной диаметр, очевидно, будет использован как транзитный путь через город, связывающий его север и юг. Тогда как нынешняя сеть магистралей, ведущих непосредственно к центру Петербурга (это Большой и Средний проспекты), по которым бы вывозили туристов из порта, не способна пропустить поток в триста пассажирских автобусов одновременно. А ведь именно столько машин необходимо для того, чтобы перевезти всех экскурсантов круизного лайнера. Но если по замыслу пассажирский терминал должен быть приближен к центру, значит, туристам должны гарантировать, что через несколько минут они окажутся у Эрмитажа, на Невском и т.п., а не будут терять свое драгоценное время в автомобильных пробках.

Но, принимая решение о строительстве "Окна в Европу", об этом, похоже, не задумывались. Как и о многом другом...

Версия Алексея Лещенко

Законопроект о российском международном реестре судов рассмотрит Госдума 17 июня  »
Юридические статьи »
Читайте также