Земля в центре слишком дорога для промышленности Владимир Бланк В государстве российском, как известно, есть регионы-доноры и дотационные субъекты.

В структуре городской администрации одним из главных доноров, помогающих аккумулировать бюджетные средства, является комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ). Доходная часть городского бюджета-2005 возрастет сразу на 30 миллиардов рублей, и минимум треть солидной прибавки обеспечит КЭРППТ. Корреспондент "ВП" Сергей ТАЧАЕВ беседует с председателем комитета Владимиром Бланком.

- Владимир Викторович, плюс 30 миллиардов - это здорово, но смущает другая цифра, которой вы гордитесь, - 651 миллион долларов иностранных инвестиций в экономику Питера за девять месяцев 2004 года. Да, это тоже прогресс, но по сравнению с четырнадцатью миллиардами долларов, вложенными в экономику Москвы, выглядит бледно.

- Московские цифры комментировать не буду, но не уверен, что они соответствуют действительности. 651 миллион долларов - это суммы, которые как платежное средство видит Центральный банк. Но если говорить о вложениях иностранцев в основной капитал предприятий, то получится другая сумма - 85 - 90 миллиардов рублей. Доля иностранного капитала в экономике города составляет 15 - 20 процентов, причем самые дорогие проекты зарубежных партнеров - именно в промышленности. В октябре 2004 года, например, в Красносельском районе заложен завод телекоммуникационной компании Alcatec. Его строительство обойдется в 100 миллионов долларов, проект вел наш комитет. Это пока самый крупный вклад инвесторов с приходом новой администрации.

- В структуре Смольного создан специальный комитет по инвестициям, который сопровождает самые амбициозные проекты, есть вице-губернатор по этому направлению Юрий Молчанов. Как вы делите крупных клиентов?

- Блок в городском правительстве, который возглавляет вице-губернатор Михаил Осеевский и куда входит КЭРППТ, занимается преимущественно промышленными инвестициями. Считаю это самым перспективным направлением. В 2005 году, например, известный концерн Electrolux построит в Питере завод по производству бытовой техники. Это десятки миллионов долларов и сотни рабочих мест. Но почему, говоря об инвестициях в у. е., мы подразумеваем только иностранные компании? Если пересчитать на доллары, то "Ижорский трубный завод", который строит у нас "Северсталь", потянет на 200 миллионов.

- Как город привечает крупных инвесторов?

- Законодательное собрание по инициативе администрации недавно приняло закон о налоговых льготах для компаний, вкладывающих в экономику 5 миллионов у. е. и больше. Другой инструмент - лоббирование, причем на самом высоком уровне. Недавнее турне губернатора в Иран, Азербайджан, Индию - не только политика. Эти страны традиционно закупают продукцию тяжелой промышленности Питера, и визит Валентины Ивановны направлен на продвижение наших товаров, поиск новых инвесторов.

- Ваш комитет - один из немногих в администрации, кто зарабатывает деньги для бюджета, а не тратит их. В каких отраслях вы находите финансовые резервы?

- Мы не совсем зарабатываем: КЭРППТ отвечает за выигрышные для бюджета условия деятельности бизнеса. В уходящем году самые большие ресурсы комитет нашел в двух подакцизных сферах - топливной и ликероводочной. За 11 месяцев бюджет собрал 1 миллиард 644 миллиона рублей топливных акцизов, что в 2,6 раза больше, чем за 10 месяцев 2003 года. Сборы алкогольных акцизов по итогам года должны составить 2,1 - 2,2 миллиарда рублей. Цифры прошлого года - 979 миллионов.

- Но те же топливные акцизы в январе - апреле чиновники выбивали у операторов со скандалом...

- Виной тому - недостатки федерального законодательства, где предусмотрена двойственная схема уплаты топливных акцизов. Можно платить его или на НПЗ, или в розничной сети. Крупные нефтяные компании в основном платили налог по месту прописки своего нефтеперерабатывающего завода. Получался парадокс: регионы, где больше всего автомобилей, где сильнее загрязняется окружающая среда, в первую очередь Москва и Петербург, фактически оказались без акцизов.

Эти дыры в Налоговом кодексе, к сожалению, пришлось затыкать административным способом. Компаниям, которые отказывались платить акциз в нашем городе, было отказано в выделении земельных участков под строительство АЗС: это не противоречит антимонопольному законодательству. После определенного периода привыкания путем переговоров власть и бизнес нашли компромисс. Сегодня топливный акциз в городской бюджет платят 19 операторов.

- Владимир Викторович, теперь - о водке. В начале года комитету экономики спустили план: 3 миллиарда алкогольных акцизов в 2004 году. Вы упомянули, что больше 2 миллиардов 200 миллионов рублей не соберете...

- План оказался завышенным, а более точный прогноз дала налоговая инспекция - 2,2 миллиарда. В январе - марте удавалось ежемесячно перечислять в бюджет по 90 - 100 миллионов рублей, и при таких темпах бюджет мог бы получить в этом году от силы миллиард. К началу мая ситуация вообще стала удручающей: при росте физических объемов легальной продукции на 70 процентов прирост алкогольных акцизов составил 40 процентов. Из 70 акцизных складов почти 50 работали мимо бюджета. Достаточно сказать, что 20 самых законопослушных складов перечисляют в бюджет 95 процентов акцизов!

Исполнительная власть, к счастью, не бездействовала. С ее помощью создана ассоциация легальных производителей алкоголя, которая начала наводить порядок на рынке. 16 складов после проверок прекратили существование. Самым же мощным ударом по недобросовестным торговцам стали изменения к постановлению 1292, подписанные 8 декабря губернатором.

Документ предусматривает, что у складов, нарушающих правила игры, можно в

10-дневный срок аннулировать лицензию. Раньше, опять же из-за дырок в федеральных законах, этот процесс вообще не был прописан!

По разным оценкам, доля нелегального алкоголя на рынке - 30 - 40 процентов, причем 90 процентов фальсификата изготавливается промышленным способом. Получится выдавить теневиков из города - вот и искомые 3 миллиарда в бюджет. Но борьба в силу понятных причин предстоит непростая.

- Вы упомянули о резервах. В каких отраслях они лежат на поверхности?

- Стабильный прирост дает пивоваренная промышленность. В этом году бюджет получит от производителей 1 миллиард 876 миллионов рублей, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Весомо пополнили казну и застройщики. Когда вице-губернаторы Осеевский и Вахмистров предложили увеличить с января 2004 года нормативную стоимость квадратного метра в жилищном строительстве в 2 раза - с 40 до 80 долларов, а в коммерческом строительстве - вообще до 100 долларов за метр, застройщики восприняли это в штыки, грозили обвалом рынка и снижением отчислений. У меня есть данные только за 8 месяцев: бюджет заработал 2 миллиарда 263 миллиона рублей, что в 2,5 раза больше показателей аналогичного периода прошлого года.

Но главный резерв бюджета - налоги промышленных предприятий, которые в значительной степени формируют его доходную часть. Индекс промышленного производства в январе - ноябре составил 116,7 процента, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели.

- Уже не первый год чиновники пытаются выселить промышленность из центральных районов...

- Подчеркну: правительство города никого и никуда не гонит. Проблема в другом: земля в центре дорогая, а значительная часть предприятий нуждается в техническом перевооружении. Город предлагает: "Посмотрите на вариант рационального использования земельных ресурсов, которыми вы владеете". Современный завод после замены оборудования может работать с той же производительностью на меньших площадях. Территория ниточного комбината имени Кирова, например, после замены основных фондов сократилась в 6 раз.

Правительство снизило выкупную стоимость земли в промзонах в 3 раза, и купить там в собственность площадку дешевле, чем арендовать в центре. Думаю, что экономический здравый смысл победит.

В этом году город вложил 112 миллионов рублей в инженерную подготовку промышленной территории "Нойдорф" в Стрельне, в следующем - затраты составят 300 миллионов рублей. Адреса инженерных новостроек - Шушары, Металлострой, Конная Лахта и ряд других территорий. Вложения в инфраструктуру становятся стратегической задачей бюджета.

За 11 месяцев бюджет собрал 1 миллиард 644 миллиона рублей топливных акцизов, что в 2,6 раза больше, чем за 10 месяцев 2003 года. Сборы алкогольных акцизов по итогам года должны составить 2,1 - 2,2 миллиарда рублей. Цифры прошлого года - 979 миллионов.

Индекс промышленного производства в январе - ноябре составил 116,7 процента, что более чем в 2 раза превышает среднероссийские показатели.

Беседовал Сергей Тачаев

Земельный кнут в действии  »
Юридические статьи »
Читайте также