Неуправляемый алкоголь

На прошлой неделе в рамках восьмого Петербургского международного экономического форума прошел круглый стол на тему "Общие подходы к регулированию производства и оборота алкогольной продукции в государствах - участниках СНГ". На нем обсуждались проблемы рынка алкогольной продукции и способы улучшения его регулирования.

О ситуации на рынке алкогольной продукции рассказал заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, председатель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Законодательного собрания Пермской области Виктор Добросоцкий. По его словам, причиной смерти 30 тысяч человек из 50 тысяч ежегодно умирающих россиян является отравление суррогатами. Но несмотря на предпринимаемые правительством меры, объем суррогатной продукции ежегодно растет. А из-за этого на легальных предприятиях мощности не загружаются полностью. Он высказал пожелание после обсуждения всех проблем разработать несколько прозрачных предложений по улучшению регулирования алкогольной отрасли, чтобы потом внести их в действующий закон.

Контролировать непросто

Заместитель руководителя Федерального агентства по сельскому хозяйству Владимир Кайшев, проанализировав историю развития алкогольной отрасли в России, попытался найти причины ее сложного нынешнего положения. Как он отметил, проблемы с производством и потреблением крепких напитков существовали во все времена и во всех странах. Поэтому во многих государствах регулирование алкогольной отрасли - неотъемлемая часть идеологии и экономической политики. В некоторых из них пробовали улучшить ситуацию с помощью административных запретов - так называемых сухих законов. В начале прошлого века они действовали в США, других западных странах и в России, но значительных результатов, как правило, не приносили. Не дает положительного эффекта и легализация алкогольного рынка. В нашей стране в этом убедились еще в начале экономических реформ.

Отсутствие государственного регулирования в данной сфере, низкие таможенные пошлины на импортируемую алкогольную продукцию, разрешение на беспошлинный импорт в Россию алкоголя различным фондам, общественным и религиозным организациям привели к тому, что отечественная продукция стала неконкурентоспособной. Затем рынок переполнился низкокачественной алкогольной продукцией, и активно стало развиваться теневое производство. Причем в эпоху преобразований в теневой бизнес были втянуты практически все структуры, начиная с милиции, глав регионов и вплоть до высших эшелонов власти. Мощный поток алкоголя шел без контроля, а выпуск легального этилового спирта в 1996 году по сравнению с 1990 снизился на 40%, водки и ликероводочной продукции - почти в два раза, вин - практически в семь раз.

Вследствие этого бюджет недополучал миллиарды рублей. Исправить ситуацию пытались на государственном уровне. В 1995 году приняли федеральный закон о государственном регулировании по производству и обороту этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции. А в 1999 году в него внесли существенные коррективы, с незначительными изменениями. Этот закон действует и сегодня. Его основное положение: лицензирование производства этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции. Действительно, лицензии являются существенным механизмом для регулирования рынка, но в то же время их стали выдавать независимо от форм собственности, поэтому ожидаемого эффекта лицензирование не дало. А сложная система разрешений на производство, продажу и закупку спирта участниками алкогольного рынка, участие в процессе выдачи распоряжений нескольких министерств приводила к тому, что изготовители спирта не могли своевременно продать его ликероводочным заводам. И отрасль простаивала по три-четыре месяца.

Небольшие улучшения

Позже правительство приняло еще ряд мер, одна из них - закон по акцизным маркам. Проведенные мероприятия оказались более эффективными. Так, в 2003 году по сравнению с 1996-м производство спирта из пищевого сырья увеличилось в 1,8 раза, водки и ликероводочных изделий - в 1,9 раза, вина и виноградарства - в 3,2 раза. Улучшились также качество и ассортимент выпускаемой продукции. В последние годы выросли объемы инвестирования в развитие ликероводочной и винодельческой промышленности: на 3 млрд рублей в год. Из них более 60% в ликероводочную отрасль, примерно по 20% - в спиртовую и винодельческую. При этом удельный вес собственных средств составил в спиртовой отрасли 73%, ликероводочной - 65%, винодельческой - 47%.

Сегодня в России действует 179 спиртовых, 464 ликероводочных и более 400 винодельческих предприятий. Их мощность позволяет вырабатывать 130 млн далл этилового спирта, свыше 400 млн далл водки и ликероводочной продукции, до 140 млн далл вина. Вместе с тем, когда было около 120 ликероводочных предприятий, они выпускали 240 млн далл в год. То есть, число предприятий увеличилось в четыре раза, а легальное производство уменьшилось в два раза. Это говорит о том, что их большая часть работает в нелегальном обороте. Много фальсификата и в винодельческой отрасли, которая и так находится в непростом положении. Дважды она подвергалась гонениям со стороны государства. Поэтому в последние годы Министерство сельского хозяйства принимало все возможные меры для ее реанимации.

Сложная система

О проблеме акцизных ставок рассказал генеральный директор ЗАО "Ливиз" Юрий Hикулин. Правительство разными путями пытается увеличить поступление акцизных сборов. Это и повышение ставок, и установка счетчиков, и введение марок, и налоговые посты, и объемные отчетности. Однако доля нелегально произведенной ликероводочной продукции по-прежнему составляет 40-60% от общего объема. При росте акцизных ставок действительно какое-то время наблюдается всплеск налоговых поступлений, но потом они вновь падают. И ставки повышают снова. Занимаются этим некомпетентные органы, для которых главное цифры, а не задачи и проблемы рынка. В итоге страдают легальные производители. Поэтому необходимы научно-обоснованные подходы к акцизам. А для этого право принципиально и объективно решать проблемы улучшения оборота должно быть передано отраслевому министерству. Кроме того, Юрий Hикулин отметил необходимость разумного квотирования.

Тему акцизных складов затронул президент некоммерческой организации "Национальный союз участников алкогольного рынка" Осман Парагульгов. Как он пояснил, склады создавались, чтобы улучшить сбор акцизов, урегулировать их межбюджетное распределение и преодолеть межрегиональные административные барьеры. Но акцизные склады ничего кроме вреда не принесли. После отмены с 1 января 2004 года налога с продаж был установлен механизм компенсации выпадающих доходов региона.

Одним из элементов механизма возмещения стало распределение обязанностей по уплате акцизов между производителями и акцизными складами в соотношении 20 к 80%. Направляются акцизные сборы только в бюджеты субъектов РФ, при этом регионы теряют 20% акцизов на ввозимой к ним продукции. Поэтому им выгодно продавать продукцию, изготовленную только на своей территории. В то же время акцизные склады не снизили производство теневой продукции, а скорее серьезно затруднили оборот легальной. Но прежде чем их отменять, нужно создать альтернативную систему.

Необходимые меры

По мнению генерального директора ОАО "Группа "Росалко" Александра Кислова, в основном все шаги по регулированию рынка алкогольной продукции в принципе направлены на увеличение стоимости продукции, и их эффективность невысока. Сегодня требуются меры, которые будут основаны на реальных приоритетах: здоровье населения, максимальная легализация алкогольного рынка, защита прав интеллектуальной собственности (когда речь идет об алкоголе, этот вопрос исчезает).

Господин Кислов высказал пожелание о создании государством условий для укрупнения игроков алкогольного рынка, к примеру, образование холдингов. Они требуются для модернизации производств: сегодня очень много мелких предприятий, которые не в состоянии сами этого сделать. Он также считает, что регулировать алкогольный рынок можно только с помощью жесткого контроля над выпуском любой продукции, содержащей спирт, и финансовым потоком акцизов. При этом особое внимание следует уделять обороту самого спирта. Кроме того, необходимо упростить процедуру получения акцизов, разработать систему бухгалтерского учета и расчета предприятий-производителей. Все это позволит отменить акцизные склады и региональные марки, установить единое экономическое пространство в государстве и поддержать добросовестного производителя.

На круглом столе были заслушаны и другие доклады, после чего участники выработали общие рекомендации. Они будут направлены руководителям исполнительной и законодательной власти РФ и учтены в дальнейшей законотворческой деятельности.

Ирина Корженевская

Акцизы ищут постоянства Налоговая чехарда бьет по бюджету  »
Юридические статьи »
Читайте также