Акцизы ищут постоянства Налоговая чехарда бьет по бюджету

Большей глупости, чем порядок взимания акцизов на нефтепродукты, придумать, наверное, невозможно

Нестабильность налогового законодательства создает массу проблем не только бизнесу, но и власти, считает аудитор Счетной палаты РФ Владимир Пансков.

Особенно часто меняются правила игры при сборе акцизов. Однако это далеко не всегда оправдано.

-- Например, сегодня нет необходимости стимулировать табачную промышленность, так как рынок перенасыщен и идет жесткая конкурентная борьба, -- поясняет Владимир Пансков. -- Всю историю налоговой системы России акцизы были источником дохода региональных бюджетов. В середине 1990-х гг. в связи с этим субъекты РФ начали активно развивать эти отрасли, чтобы доходы с них увеличивали бюджеты. Для этого инвесторам начали предоставлять льготы, но и начали нести потери. Как только процесс завершился, отрасль встала на ноги и региональные власти понадеялись на отдачу потерь прошлых годов -- на федеральном уровне решили полностью зачислять акцизы на табак в федеральный бюджет. Правда, одновременно была произведена компенсация, но в полном объеме возместить выпадающие доходы не удалось. Это лишний раз подчеркивает -- нужны долговременные нормативы по поводу установления налоговых платежей. Допустим, сейчас регионы имеют 100% акцизов на алкоголь. Но ведь норматив установлен всего на 2004 г. Администрации субъектов могут бороться с контрафактной водкой, со всего оборота будут выплачиваться акцизы и т.д. Но где гарантия, что на следующий год федеральный центр не решит эти акцизы забрать себе, как акцизы на табачные изделия?

-- Администрация поставила задачу удвоения городского бюджета. Недополучение акцизов может пробить существенную брешь в этих планах?

-- Сложно сказать, для этого нужно смотреть показатели бюджета субъекта РФ. Но возьмем опять же акциз на алкоголь -- теперь он полностью зачисляется в бюджеты субъектов. По экспертным оценкам, потребление алкоголя в России составляет 250-300 млн дал в год. Акцизы платятся со 140 млн дал. Мы оцениваем ежегодные потери бюджетов примерно в $1,5 млрд. В прошлом году мы проверили, как эта система работает. Выяснилось, что, если товар из акцизного склада одного субъекта РФ не дошел в другой, акциз вообще никто не платит. Ответственность потенциального налогоплательщика, отправляющего товар, не предусмотрена. Товар зачастую просто "теряется". Администрировать этот налог в таких условиях крайне сложно.

-- Охарактеризуйте ситуацию с акцизами на нефтепродукты.

-- Большей глупости, чем действующий порядок их взимания, придумать, наверное, невозможно. Из 27 плательщиков акциза сделали тысячи. Нужно было всего лишь заменить выпадающие источники доходов дорожных фондов, которые ликвидировали у субъектов Федерации, равноправным налогом, который бы также распределялся по территории всей России. Что получилось? Создали такую ситуацию, когда крупные нефтяные компании сами решают, где им платить этот налог.

В 2003 г. 10 субъектов получили больше 50% акциза на нефтепродукты, а на остальные 79 пришлось примерно столько же. Примерно 6% этого акциза получили в Мордовии, где нет ни нефти, ни нефтеперерабатывающих заводов. Но им там давали льготы по другим налогам.

Второй вопрос: сегодня эта система не сработала, субъекты не получили равнозначной компенсации. Решили пойти по другому пути: 60% -- это доходы регионов, 40% поступают в федеральный бюджет.

Но: из 60% концентрируется в федеральном бюджете и распределяется по регионам в зависимости от количества машин 50. То есть вся заинтересованность регионов -- это 10%! Мы усложнили жизнь налоговым органам, налогоплательщикам.

-- Валентина Матвиенко и Вагит Алекперов договорились, что "ЛУКОЙЛ" получит 60 пятен под АЗС. Эти пятна пойдут по целевому назначению, а не на торгах, как было обещано ранее. Ставка на крупные компании может существенно увеличить поступления в бюджет Петербурга?

-- Нет. Речь, повторюсь, идет всего лишь о 10% акциза на нефтепродукты. Думаю, это не настолько принципиально для городского бюджета. Вряд ли из-за этой суммы власти Петербурга захотят впадать в зависимость от крупных интегрированных компаний. Ведь если нефтяные компании переводят в Петербург уплату акцизов, они должны что-то получить взамен.

Владимир Лавицкий

Спикер предложил вернуть акцизы регионам  »
Юридические статьи »
Читайте также