Заветам Зурабова верны

Подчиненные "главного монетизатора" "потеряли" 15О тысяч питерских льготников, имеющих скидку на оплату электроэнергии

Проблему с проездом льготников в общественном транспорте городские власти худо-бедно решили. С бесплатными лекарствами разобраться пытаются. Но в Петербурге уже разразился новый льготный скандал. Отправившись платить в апреле за электроэнергию, около 150 тысяч горожан обнаружили, что их льготы заблокированы.

Фактическая бумажка

Крайним оказался "Петроэлектросбыт" (ПЭС) - дочерняя организация "Ленэнерго", принимающая у населения платежи. Повернуться лицом к конкретному льготнику за несколько месяцев, прошедших с начала монетизации, не сумела огромная государственная машина. А отдуваться пришлось "девушкам в окошке", на которых выплескивали свой гнев возмущенные граждане.

Возмущаться было от чего. Абонент, заплативший в конце 2004 года за электричество со скидкой месяца на три вперед, и подумать не мог, что когда он в следующий раз принесет в ПЭС деньги, ему скажут: "Ваша льгота заблокирована, рассчитывайтесь полностью". Откуда льготнику, годами получавшему скидки, было знать, что принятый Думой пакет законов о льготах коснется не только транспорта и лекарств? Что право на льготу многим гражданам придется доказывать заново, поскольку перестраивается фактически вся система социальной защиты в России?

Около 156 тысяч петербуржцев узнали об этой перестройке, лишь услышав от контролера-кассира ПЭС просьбу принести "фактическую бумажку", "справку из собеса, что вы имеете право на льготы". Фраза во многом абсурдная и тем не менее на 100% соответствующая нынешним российским реалиям.

Из какой базы будете?

Монетизация стала хорошим поводом для обобщения информации о всех российских льготниках и переносе этой информации с бумажных листов в компьютерные базы данных. Все цивилизованные страны этот путь давно прошли. Но монетизацию подгоняли кнутом. И Россия, во-первых, занялась компьютеризацией социальной сферы, толком не подготовившись, а во-вторых, поторопилась начать новую жизнь по еще не полностью готовым электронным базам данных.

В случае с энергетическими льготами получилось вот что. ПЭС за несколько лет работы составил весьма внушительную электронную базу льготников. Человек показывал удостоверение инвалида или другой документ, какие-то данные абонента заносились в компьютер, запоминались, и дальше все шло своим чередом. Но ведомство господина Зурабова имеет свою базу данных. После замены многих льгот деньгами государству стало принципиально важно, чтобы социальную помощь в принципе не получал тот, кому не положено, - например, за умерших, по поддельным или просроченным документам и т. д.

Когда ПЭС сообщил властям Петербурга, кому он предоставил скидки по электроэнергии в 2004 году, а Комитет по труду и социальной защите Смольного сравнил данные энергетиков с информацией в своей собственной базе, оказалось, что по базе питерских подчиненных господина Зурабова льготников числится примерно на 156 тыс. меньше, чем в базе ПЭС. Этих-то людей и начали посылать из центров приема платежей за "фактическими бумажками" в органы соцзащиты.

Смольный не спешил сверяться

"С самого начала работа с льготными категориями населения была одним из наших приоритетов, - объясняет генеральный директор ПЭС Михаил Заворовский. - И я очень хотел бы, чтобы люди поняли главное: мы выполняем только те законы, которые приняты на федеральном и городском уровнях. И мы не можем предоставлять льготу тем, кому закон такого права не дает, поскольку расходы на предоставление льгот компенсируются из бюджета".

Интересно, что в одном месте "компенсационного" постановлении правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2004 года N1325 говорится, что "возмещение энергоснабжающим организациям стоимости льгот, предоставляемых гражданам при оплате электроэнергии" осуществляется "в соответствии с предоставленной ими (т. е. самими продавцами электроэнергии. - Прим Б. М.) информацией о количествах граждан и суммах льгот". А ниже указано, что эти данные должны ежеквартально сверяться с данными Комитета по труду и социальной защите населения. Как сообщили корреспонденту "СПб Курьера" в ПЭС, сверка за 2004 год получилась односторонняя. Расхождение в 156 тысяч обнаружилось. Но данных своей электронной базы, которую для Комитета по труду и соцзащите ведет государственное учреждение "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", Смольный поставщикам электричества не предоставил.

"Понимая, что граждане, не попавшие в базу данных Комитета по труду и соцзащите, могут начать выражать недовольство и не согласиться с необходимостью зарегистрировать свое право на льготы в органах соцзащиты, я еще в начале февраля обратился к председателю Комитета г-ну Ржаненкову с письмом, предложив наладить сотрудничество, - рассказывает Михаил Заворовский. - В частности, мы предложили разработать форму документа, который выдавался бы гражданину органами соцзащиты в связи с осуществлением регистрации нрава на льготу. Но ответа не получили".

Без ответа остались и другие предложения сбытовиков. Например, о составлении регламента взаимодействия специалистов ПЭС и органов соцзащиты в процессе предоставления льгот. Подобное соглашение с 1 апреля помогло решить проблему обмена данными между электронными базами Комтруда и Жилищного комитета, по линии которого также предоставляется большое количество льгот. Однако в отношениях ПЭС и Смольного дело сдвинулось с мертвой точки, только когда ситуация оказалась близка к критической.

Народ просят потерпеть

На прошлой неделе между властью и энергетиками наконец-то начался предметный диалог. Город согласился ускорить процесс синхронизации информации в двух базах данных. Поставщики электричества населению согласились не блокировать льготы абонентам, "выпавшим" из базы Комитета по труду. На вопросы о том, почему так много льготников оказались не внесены в регистры подчиненных г-на Зурабова, будут ли компенсироваться ПЭС из бюджета уже предоставленные этим гражданам льготы, каких еще сюрпризов ждать, ответов нет до сих пор.

Народ просят потерпеть и отнестись к происходящему "с пониманием". Похоже, петербуржцам и впрямь нужно быть морально готовыми, что новые проблемы в державе нашей будут решаться по-старому. То, что принадлежит человеку по праву и должно предоставляться безоговорочно, как и всегда в России, приходится выпрашивать, выбивать, выстаивать в очередях. По-другому не можем?

КОММЕНТАРИЙ

И с "Петроэлектросбытом" нашли общий язык

Ситуацию с предоставлением льгот по оплате электричества специально для "Санкт-Петербургского Курьера" комментирует Евгений Цивирко, начальник Санкт-Петербургского ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" (Горцентр).

"Согласно принятым в России законам, на органы социальной защиты населения в субъектах Федерации возложена ответственность за определение права наступления льготы. Чтобы понять, кто на самом деле льготник, а кто нет, Комитету по труду и социальной защите населения делегированы полномочия своего рода эксперта. Специалисты, работающие в социальной сфере, обладают необходимыми знаниями, чтобы разобраться и с подлинностью документов, и с установлением права конкретного человека на те или иные льготы. Несколько лет назад была создана электронная база данных, которая содержит сведения о более чем трех миллионах петербуржцев - социальный регистр населения Санкт-Петербурга. ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", так сказать, ведет электронные личные дела граждан. Параллельно некоторые государственные и коммерческие структуры создали собственные базы данных. Когда вступил в силу федеральный закон N 122-ФЗ, известный как "закон о монетизации", возникла необходимость в персонифицированном подтверждении данных льготных категорий граждан и Горцентр начал сверять имеющуюся информацию с информацией, которой обладают поставщики услуг населению. С "Петроэлектросбытом" (ПЭС) такая работа началась в конце 2004 года. Необходимо отметить, что зачастую информация о льготнике в ПЭС недостоверная или неполная, и сведений о том, на основании чего предоставлялась льгота, то ли за заслуги перед Отечеством, то ли в связи со здоровьем или по нескольким основаниям, - не было. Поэтому у города не было оснований для возмещения поставщику услуги затрат по предоставленной льготе. Для того чтобы данные о петербуржцах были точными и исчерпывающими, Горцентром проводится синхронизация баз данных. Это кропотливая работа, и надо понимать, что за раз она не делается. Существует множество жизненно важных нюансов. Многие льготы, например, предоставлялись по месту прописки, а не по месту фактического проживания; переехав с одного места жительства в другое, петербуржцы порой не задумываются о том, что сведения о них остались прежними, то есть устаревшими, это приводит к расхождению в информации, имеющейся у поставщика услуг и в отделах соцзащиты. Затем возникают проблемы с предоставлением льгот.

Сверяя информацию с информационным центром Жилищного комитета, мы пришли к выводу, что в единичных случаях без вызова в органы соцзащиты конкретных льготников не обойтись...

Схема взаимодействия Горцентра с Жилищным комитетом пришлась по вкусу и ПЭС, но бизнес-структура решила форсировать процесс: ПЭС стал направлять петербуржцев в органы соцзащиты, блокировав их право на льготу до выяснения вопроса. Ситуация оказалась близка к критической. Потребовалось вмешательство администрации города. В ближайшее время должно быть подписано новое соглашение о взаимодействии между ПЭС и Горцентром, которое позволит разрешить эту проблему до начала мая. А до того момента руководство "Петроэлектросбыта" обязалось разблокировать "замороженные" льготы.

Петербуржцы должны знать: если им отказывают в получении льготы на электроэнергию, а также в предоставлении каких-то иных льгот ЖКХ, можно обратиться в информационно-справочную службу Комитета по труду и социальной защите населения (ИСС) по многоканальному телефону 334-41-44. Специалисты скажут, правами на какие льготы в соответствии с законодательством вы обладаете. Анализ поступающих в ИСС звонков проводится еженедельно, и могу сказать, что "накал страстей" по поводу недоразумений, связанных с "Петроэлектросбытом", пошел на убыль и ситуация уже нормализуется".

Подготовил Борислав Михайличенко

Комплексный план реформирования электроэнергетики на 2005-2008 гг. направило в правительство РФ Минэкономразвития РФ  »
Юридические статьи »
Читайте также