Гений не очень чистой красоты Как стряхнуть нафталин с имиджа второй столицы

Превращение Петербурга в туристическую Мекку, согласно новой пятилетней программе Смольного, обойдется в $1,5 млрд. Зато автор программы - консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG) - обещает, что после ее реализации город будет получать годовую прибыль как минимум $200 млн.

Смольный неоднократно пытался улучшить туристические показатели Петербурга. Но серьезных достижений в этом деле не добился. Не увенчалась успехом деятельность ОАО "Петербургские отели", созданного в 90-х для создания в городе сети гостиниц. Провалились планы привлечения в год 300-летия 5 миллионов туристов (отрапортовали о 3 млн).

Очередную концепцию развития петербургского туризма разработала консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG). Эта фирма выиграла объявленный весной прошлого года Минэкономразвития РФ конкурс по выбору консультанта, который помог бы привлечь туристов в Петербург. BGC потратила за год работы $500 тыс из федеральной казны, однако ничего оригинального не придумала.

Консультант считает, что Северной столице нужно делать ставку не на соотечественников, а на иностранцев. BGC подсчитала, что примерно 2 млн россиян, ежегодно приезжающих в Петербург, живут здесь дольше, чем их иностранные коллеги (за год иностранцев прибывает чуть больше 1 млн), а денег тратят значительно меньше. Поэтому задача городских властей - заставить первых раскошелиться, а вторых - жить в Петербурге подольше.

По мнению представителя BCG Кеннета Пейна, одна из главных причин того, что к нам неохотно едут иностранцы, заключается в том, что за рубежом сложился неправильный имидж города. "Мы провели опрос среди европейцев, и выяснилось, что ключевые слова в тех характеристиках, которые они давали Петербургу, - мрачный, темный и холодный", - считает господин Пейн. Он предложил превратить "мрачность" в "гений чистой красоты", а "холодность" в "дружескую теплоту". Кеннет Пейн убежден, - что если перекрасить образ Петербурга, то турист повалит к нам валом и будет ежегодно оставлять в городе $200 - 250 млн. "Перекрашивание" должно занять 5 лет. Заниматься этим должна специальная структура-Агентство городского маркетинга. По мнению Пейна, расходы на ее содержание должны поделить городской бюджет и частные фирмы (от гостиниц и музеев до транспортных компаний). Расходы, кстати, немалые - 240 млн рублей в год.

Оптимистический прогноз господина Пейна выражен в формуле "5x5x5". В переводе это означает, что через пять лет Петербург войдет в пятерку крупнейших европейских туристических городов и будет ежегодно принимать 5 млн туристов. Негусто, если сравнить с Лондоном и Парижем, куда каждый год приезжает 25 и 15 млн гостей соответственно.

Достижение целей обойдется как минимум в $1,5 млрд. В основном они пойдут на строительство новых отелей: Но придется потратиться и на содержание спецподразделения туристической полиции в составе 50 человек, которая будет охранять туристов от местных хулиганов, на модернизацию и текущий ремонт музеев и т. д.

Губернатору Матвиенко концепция BCG понравилась, и она велела отраслевым комитетам Смольного к 1 мая подготовить пошаговую программу туристических действий. "Мы не будем жалеть денег на презентацию Петербурга, но дадим их только на конкретные задачи", - предупредила губернатор. И посоветовала подчиненным перенять у западных коллег новые туристические идеи: "Пора отойти от стереотипов. Стряхните с себя нафталин, а то я вас всех сама дустом посыплю".

Одним из первых решил "стряхнуть нафталин" Российский союз туриндустрии (РСТ). Он разработал законопроект "О создании туристско-рекреационных зон экономического развития". Документ предусматривает деление города на 9 тематических зон. Для каждой зоны по конкурсу будет выбираться резидент. Компания, получившая этот статус, имеет право на всевозможные льготы (например, по уплате налогов и сборов). За это резидент должен вкладываться в развитие своей зоны. В границах зон будет ограничено строительство объектов, не связанных с туризмом. А гостиницам, развлекательным и спортивным объектам, наоборот, предлагается дать зеленый свет.

РСТ не намерен уступать западным коллегам контроль за туристическим преобразованием Петербурга. "Реализация проекта BCG или нашего зависит оттого, решит ли правительство воспользоваться этими предложениями и будет ли финансировать их выполнение", - говорит господин Корнеев. Пока ничего не известно.

Лилия Третьякова

Туристам отказали в парковке За стоянку автобуса у Эрмитажа туристы доплатят по 0,5 евро  »
Юридические статьи »
Читайте также