Приплыли? Госдума приговорила к смерти за "измену родине" круизный туризм в Петербурге

Круизный туризм - самая перспективная и доходная разновидность туриндустрии в наступившем году! Так еще недавно с гордостью и надеждой утверждала городская администрация. Но, как в очередной раз выяснилось, Петербург предполагает, а Москва располагает. Только что в первом чтении Госдума приняла ряд поправок к закону "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", которые ставят крест на круизном бизнесе не только в Балтийском регионе, но и в России в целом.

Москва мешает

Российские депутаты решили упразднить безвизовый режим для круизных пассажиров, пребывающих в стране не более 72 часов.

"Это абсолютно нормальная практика! - комментирует данное решение его инициатор, председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству Владимир Плигин. - По принципу взаимности мы планируем, что в отношении граждан тех стран, которые ужесточают порядок въезда на свою территорию, аналогичные вещи будут приниматься для граждан этих стран и на территории России. Считаю, что это реализация, если угодно, принципа уважения к себе!"

Такой "ущемленно-престижный" подход к решению сугубо экономической проблемы вызвал поток критики. Петербургские представители как исполнительной, так и законодательной властей уже послали председателю Госдумы Борису Грызлову свои негативные отзывы на данную инициативу. "Валентина Ивановна направила письмо, в котором она определенно и решительно обращает внимание спикера на нецелесообразность принятия этой поправки, мотивируя это тем, что ее принятие нанесет существенный экономический вред нашему городу, для которого туризм действительно является одной из важных отраслей хозяйства", - говорит председатель комитета по внешним связям и туризму Александр Прохоренко.

С этой оценкой трудно не согласиться. В 2003 году 236 морских судов привезли в наш город около 230 тыс. пассажиров. В 2004 году эти цифры выросли до 580 и 350 тыс., соответственно. Таким образом, только за один год пассажиропоток вырос на 70%. По планам чиновников, в нынешнем году к нам должны зайти около 900 судов и паромов, из них более 300 круизных лайнеров. Всего администрация ожидает около 400 тыс. туристов. Доходы как регионального, так и федерального бюджетов составят $ 200-240 млн.

"Будет очень печально, если визовый режим в нашей стране станет жестче, чем в советские времена. Экономически это совершенно неоправданно. Круизному бизнесу в Санкт-Петербурге будет нанесен серьезный удар, и последствия трудно представить. Весь ужас ситуации заключается в том, что круизы уже проданы исходя из тех условий, которые существовали в 2004 году! Кроме того, уже началась организация проекта строительства нового пассажирского терминала "Морской фасад" стоимостью более $ 1,5 млрд. Теперь возникают сомнения в целесообразности этого проекта..." - сокрушается руководитель компании Inflot Worldwide St. Petersburg (один из представителей международных круизных компаний в России) Игорь Глухов.

"Федеральные депутаты лишают Петербург доходной статьи бюджета, а весь туристический бизнес в нашем городе накроется в итоге медным тазом!" - еще более резко резюмирует депутат ЗакСа Игорь Артемьев, уполномоченный довести позицию городских депутатов до коллег из Госдумы. При этом представитель ЗакСа исполнен оптимизма: "Думаю, к нам прислушаются: мы же - Петербург!" Вероятно, г-н Артемьев уповает на "путинский фактор". Однако...

Кто над нами посмеется...

Однако федеральные депутаты принимают подобные поправки вовсе не вопреки, а исключительно ради уважения к нынешнему президенту РФ и его "державной" политической линии.

Помимо "антикруизной", была, в частности, принята в первом чтении еще одна поправка - к закону "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Согласно ей, въехать в Россию отныне не смогут не только круизные путешественники, но также иностранцы, совершившие в отношении России и ее государственных органов "явно неуважительные или недружественные действия" или нанесшие значительный ущерб ее репутации за границей. Персоной нон грата может стать любой, кто пренебрежительно высказывается по поводу "общепринятых духовных, общественных или культурных ценностей" России, которые, правда, в законе пока не оговорены.

Автор поправки - все тот же державный думец Владимир Плигин - не видит в некоторой "сыроватости" своей разработки ничего страшного: "Может быть, эта формула в некоторой степени несовершенна или требует редакции, но, тем не менее, мы должны обозначать наши национальные интересы и требовать к ним уважение!"

Зарубежные СМИ отреагировали незамедлительно: "Как и многие другие российские законы, этот законодательный акт сформулирован настолько нечетко, что аппаратчики смогут трактовать его, как заблагорассудится. Какие общественные ценности в России являются общепринятыми? Коррупция на самом высоком правительственном уровне? Во всяком случае, продажность при Путине считается, скорее, доказательством усердия, чем недостатком", - явно "пренебрежительно высказывается" о нашей горячо любимой родине немецкая газета Focus.

Что же касается петербургских чиновников и законодателей, то их мнения по поводу "антидиссидентской" поправки депутата Плигина разделились. Руководство туристического ведомства городской администрации готово оправдать эти инициативы: "Если какой-то иностранец неоднократно, демонстративно и несправедливо крушит Россию и ее внутренние дела, то с какой стати мы должны его пускать?! О России за границей пишется очень мало добрых слов. У иностранцев есть право это писать, а у нас - реагировать на их слова!"

Со своей стороны, депутаты ЗакСа в кулуарах Мариинского дворца высказывают явно "неуважительные" оценки данного начинания своих думских коллег: "Это лоббирование конкретно чьих-то интересов. Существует целая методика, согласно которой сначала создаются законодательные проблемы для тех или иных сфер бизнеса, в первом чтении проект принимается, а потом сами же законодатели "по договоренности" с заинтересованными бизнес-группами устраняют собственные заведомо нелепые поправки", - поделился соображениями депутат ЗакСа, попросивший, правда, не упоминать его имя.

Кто спасет утопающих?

Возникает вопрос: смогут ли городские власти убедить депутатов Госдумы "одуматься" и не резать на корню туристический бизнес в России? Или надо ждать, пока законодателям-вредителям поступят соответствующие предложения со стороны бизнесменов, приговоренных к патриотическому закланию? А если эти "предложения" так и не поступят?..

"Если региональные власти и дальше не смогут говорить "нет" федеральному центру тогда, когда обязаны это делать, а будут продолжать выполнять все "цеу", спущенные сверху, то скоро у власти не будет тех, кто сейчас там сидит: как на региональном, так и на федеральном уровнях. Джинн из бутылки выпущен, теперь народ понимает, как можно и нужно бороться за собственные права", - призывает городскую власть к "региональному неповиновению" председатель комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма ЗакСа СПб Олег Нилов. Однако на вопрос о том, способны ли петербургские депутаты и чиновники реально откликнуться на эти смелые призывы, отвечает отрицательно. Таким образом, остается надеяться лишь на "неразборчивость" думских депутатов. А именно: на то, что они проштамповали одиозные поправки в первом чтении "по ошибке". И что во втором чтении все станет на свои места.

Александр Прохоренко, председатель комитета по внешним связям и туризму администрации СПб

- Россия уже не первый год ведет со странами шенгенской зоны довольно сложные переговоры об упрощении и удешевлении получения визы. Однако пока Запад не соглашается. Тогда Россия решает действовать "по принципу взаимности" и вводит обычный визовый режим для круизных туристов. Но эта поправка абсолютно нелепа, поскольку основной удар придется по экономике нашей страны! Ежегодно лишь 100-150 горожан пользуются услугами европейских кораблей против 300 тысяч иностранцев, прибывших на круизных лайнерах в прошлом году. При этом собственного круизного флота у нас практически нет. К тому же данная поправка может нарушить международную конвенцию 1965 года, которую наша страна ратифицировала и в которой идет речь о том, что круизные пассажиры имеют право до 72 часов находиться без визы на территории порта захода.

Валерий Драганов, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму

- Отмена безвизового пребывания на территории РФ нанесет удар по въездному туризму и в целом по престижу России. Аргумент разработчиков закона, что таким образом мы адекватно реагируем на неуважительное отношение к нашей стране со стороны ряда зарубежных стран, не выдерживает никакой критики.

Игорь Глухов, ген. директор компании Inflot Worldwide St. Petersburg

- Концепция круизного судоходства не предусматривает визового режима. Во всех портах Европы и мира нет даже пограничного таможенного контроля для круизных пассажиров. Чтобы разгрузить круизное судно вместимостью 4 тыс. человек, средний возраст которых - 60 лет, необходимо потратить минимум 2-3 часа. Если у пассажиров будут проверять при этом визы, то процедура увеличится еще на несколько часов. По статистике, в Петербурге за последние 15 лет активного круизного судоходства не было ни одного случая нарушения паспортно-визового контроля, попыток прорыва границы или нелегальной иммиграции. Тем более что по международному законодательству с 2004 года введен код безопасности порта, который предусматривает строго регламентированную систему контроля доступа в места, где швартуются круизные суда, систему их охраны и проверки пассажиров на предмет их причастности к терактам.

Оксана Попова

Депутаты просят заступиться за туристов  »
Юридические статьи »
Читайте также