Белые ночи и серые дни Выйдет ли когда-нибудь петербургская туриндустрия из зимней спячки?

Представители городской туриндустрии и чиновники из профильного комитета подвели туристические итоги постъюбилейного 2004 года. Они оказались неутешительными. Желающих посетить наш город стало меньше, и в будущем году, вероятно, депрессивная тенденция сохранится. Тем не менее, городская администрация не унывает!

Экономика должна быть экономной?

"Нам нужна внятная, пошаговая программа конкретных действий, - заявила губернатор города Валентина Матвиенко, - чтобы в течение ближайших пяти лет войти в пятерку самых популярных городов мира"...

И вот первый шаг - упразднение городского комитета по туризму. "Такое решение собственного правительства в очередной раз говорит лишь о том, что туризм для города не является приоритетным направлением", - прокомментировал данную смольнинскую инициативу председатель комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма ЗакСа СПб Олег Нилов.

Второй шаг - прекращение финансирования туризма из городского бюджета. Объяснение следующее: "Средств из частного сектора будет достаточно для того, чтобы туризм развивался, поэтому необязательно на эти цели тратить деньги бюджета. В городе зарегистрировано 1800 коммерческих организаций, которые занимаются въездным и выездным туризмом. Из них активно действуют примерно 1200, которые искренне заинтересованы в развитии своего бизнеса, поэтому они сами должны вести активную информационно-рекламную деятельность. Администрация, со своей стороны, будет делать все возможное, чтобы облегчить бизнесу жизнь, помогать преодолевать барьеры при регистрации, давать рекомендательные письма, всячески демонстрировать поддержку и заинтересованность", - поясняет это смелое решение председатель комитета по внешним связям и туризму администрации СПб Александр Прохоренко.

Впрочем, местные законодатели все же вымолили у Смольного несколько бюджетных крох. Валентина Матвиенко все-таки подала поправку в объеме расходов прошлого года - 6 млн. руб. Депутат Нилов, однако, напоминает, что еще в 2002 году при губернаторе Яковлеве была принята целевая программа по развитию туристической отрасли в Петербурге на 2002-2005 гг., предполагавшая ежегодное выделение на туризм 30-35 млн. рублей. "Но сменилась власть, и новое руководство посчитало, что утвержденные законом целевые программы - неэффективный инструмент освоения бюджетных средств. Отныне губернатор и правительство предпочитают принимать собственные постановления, которые потом можно менять как угодно и сколько угодно!" - резюмирует Олег Нилов.

Занятно, но на вопрос, чем же не понравилась новой администрации прежняя целевая программа, руководители отраслевого комитета тактично "пожимают плечами": "Мы сами пытались это выяснить у вышестоящего начальства, но внятного ответа никто не дал. Вы же понимаете, что такие решения принимаются без нашего участия..."

Для сравнения: в 2005 году правительство Москвы выделило на развитие туризма 900 млн. руб., то есть в 150 раз больше! "Нам стыдно иметь такой бюджет! Мы ведь объявляем Санкт-Петербург "туристической столицей России и Европы". Тем более что туристическая отрасль формирует до 10-12 % бюджета города", - возмущается первый зам. председателя комитета по внешним связям и туризму СПб, начальник управления по туризму Виктор Пахомков.

Скуке - вечность, "потехе" - год...

"Печально, что потенциал 300-летия города, в который было вложено огромное количество средств, был фактически загублен экономической недальновидностью нашей администрации. Весь год работали, трубили на весь мир о себе, президентов приглашали, а потом перевернули страницу и на следующей вывели: 6 млн. руб.", - огорченно резюмирует депутат Нилов.

Как видно, Смольный уповает на частные компании и не прикладывает собственных усилий для продвижения города как туристического центра. Но в этом случае просто нереально конкурировать с другими государствами, которые гораздо серьезнее борются за каждого туриста и продвигают свой имидж не за счет частного сектора, а за казенный счет. "За прошлый год наши власти посетили всего 4 международные выставки, причем ограничившись лишь городским информационным стендом. В то же время Финляндия и Швеция - наши основные конкуренты - приняли участие в десятках выставок", - отмечает директор Ассоциации туристических выставок Людмила Иванова.

Еще одной важной проблемой, по мнению экспертов, является сезонность нашего туризма: "Мы 70 лет рекламировали исключительно белые ночи. А в туризме существует такое понятие, как инерция. Бренд "Белые ночи" до сих пор является главенствующим фактором у многих зарубежных туроператоров, которые продвигают наш город среди своих клиентов. Чтобы сломать этот стереотип, необходима серьезная городская поддержка. В то же время деловые мероприятия федерального и регионального масштабов проводятся сегодня в самый пик туристического сезона. Было бы правильным сместить их на другое время. Однако без помощи городских властей этого не добиться и не убедить организаторов, что наш город привлекателен не только в летний период", - говорит генеральный директор турфирмы "Ника" Леонид Флит.

Не дожидаясь помощи сверху, местные туроператоры, представители гостиничного комплекса и театры все же разработали имиджевый проект "Белые дни" с целью привлечь туристов в зимнее время. Но, как полагают организаторы проекта, без государственной поддержки эти усилия могут оказаться тщетными. "У нас главная проблема зимой - найти желающих, а летом - где их разместить", - сетует генеральный директор гостиницы "Пулковская" Геннадий Белоногов. - В городских гостиницах около 15-16 тыс. мест. К примеру, в Лондоне их более 300 тыс.".

Эффективной рекламой считается и устная. Многое зависит от того, какие впечатления получит турист во время своего первого пребывания в Петербурге. Судя по комментариям экспертов туриндустрии, рассчитывать на положительные отзывы о нашем городе приходится далеко не всегда. Основные проблемы кроются в сфере туристических услуг, безопасности, транспортного обеспечения. В нашем городе нет ни одной специализированной транспортной компании, которая бы могла полностью удовлетворить потребности туристического рынка.

Есть и другие особенности национального сервиса: "Недавно один из высокопоставленных гостей города, - рассказывает директор музея-заповедника "Гатчина" Никита Батенин, - по дороге из Пулково собирался заглянуть в Красное село. Наши службы стали моментально укладывать асфальт: перегородили всю дорогу, на Пулковском и на Киевском шоссе два дня стояли пробки. Все туристские автобусы, так и не доехав до нашего музея, вынуждены были сворачивать, поскольку их никто не предупреждал о высадке городского ремонтного "десанта". Дорогу заасфальтировали ровно до поворота на Красное село, но высокий гость, к сожалению, приехать не смог, а дорожная техника стояла еще неделю. В итоге мы потеряли кучу времени, денег, а главное, омрачили пребывание в Петербурге наших зарубежных гостей".

В стратегическом ожидании

Городская власть, однако, к мнениям экспертов и бизнесменов, судя по всему, прислушиваться не спешит. Впрочем, к весне этого года Питер, скорее всего, получит федеральный подарок от Министерства экономического развития и торговли стоимостью $ 500 тыс. Это будет новенький стратегический проект развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 10 лет, разработанный американской компанией "Бостон Консалтинг Групп". Федералы провели конкурс среди четырех зарубежных компаний, выбрали вышеназванную, и весной прошлого года она приступила к работе. Готовый продукт ожидали в декабре. Однако зарубежные стратеги слегка затянули и перенесли сроки на февраль. "Весь 2004 год прошел под флагом того, что мы строили эту "свинью", которой пойдем на превращение СПб в туристическую Мекку. Администрация так объясняла нам собственную скупость: прежде чем выделять какие-то деньги, надо дождаться разработки концепции развития. Мы верим и ждем", - говорит Олег Нилов. Парадоксально, но для работы над концепцией американцы не пригласили ни одного петербургского специалиста. К тому же в профильном комитете так и не смогли ответить, какие еще проекты, кроме петербургского, есть на счету "Бостон Консалтинг Групп". И потому петербуржцам - так же, как и депутатам, - остается верить и ждать. Впрочем, некоторые представители петербургских консалтинговых компаний вроде бы уже послали в Минэкономразвития собственные негативные заключения относительно американской стратегической разработки...

Виктор Пахомков, первый зам. председателя комитета по внешним связям и туризму, начальник управления по туризму администрации СПб

- Московские власти ежегодно оплачивают около 200 показов рекламного фильма о столице на телеканале CNN. Также они ежегодно принимают более 200 иностранных журналистов и туроператоров, чтобы рассказать им о Москве. Нередко, когда мы приезжаем в Европу, к нам поступает масса вопросов и пожеланий, просьб поделиться справочными материалами. А у нас их нет, потому что нет денег. За прошлый год единственное, что нам удалось сделать, - это выпустить диски о туристическом потенциале Петербурга. А сделали мы это на деньги, сэкономленные за счет отказа от поездки на крупную международную выставку...

Сергей Корнеев, вице-президент Российского Союза туриндустрии

- Предприятия туристской сферы - это на 99,9 процентов малый бизнес. Когда при губернаторе был создан совет по малому бизнесу, в который меня пригласили, я несколько раз поднимал вопрос о развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма. Но, к сожалению, у нас государственная власть принимает решения не так быстро, как хотелось бы. Так, многочисленные требования СЭС, пожарных и многих других проверяющих до сих пор делают легализацию мини-отелей практически невозможной.

Оксана Попова

Петербургу готовят раскачку и прорыв Туристическую концепцию снова отложили  »
Юридические статьи »
Читайте также