Туристов привлекут новым имиджем

Правительство РФ Распоряжением №954-р одобрило концепцию развития туризма на период до 2005 года.

Сегодня российский рынок туристических услуг составляет около 1% от мирового. Россия обслуживает около 7,4 млн туристов в год, по мнению разработчиков концепции, эта цифра может быть увеличена до 40 млн.

Для увеличения туристического потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.

Главным препятствием для этого концепция провозглашает "образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ". И предлагает контрмеры, которые заключаются в создании "рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, а также в проведении регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; издании каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции". Торговые представительства РФ за рубежом должны выступать также и в качестве "рекламно-информационных офисов".

На маркетинговые и рекламные мероприятия запрашиваются ежегодные ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Распорядителем средств выступит "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма", то есть Министерство экономического развития и торговли РФ. "В 2001 году мы получили на эти цели всего 5 млн рублей, в 2002 должны освоить уже 50 млн, – говорит Натэла Шенгелия, руководитель департамента туризма Минэкономразвития. – Надеемся, что на следующий год в связи с утверждением концепции финансирование еще увеличится".

При этом, по словам Натэлы Шенгелия, ни штаты, ни затраты собственно департамента увеличиваться не будут. Коммерческие функции – PR-кампании, реклама и маркетинговые исследования – будут распределяться среди частных подрядчиков посредством конкурсов.

Как уверяет руководитель департамента, телевизионные каналы "в очередь стоят", чтобы снимать фильмы о России. Предполагается также организация пресс-туров по стране для иностранных журналистов.

По мировым стандартам

Концепция предполагает также внесение корректив в действующее законодательство, касающееся туризма, а к 2005 году – разработку и принятие нового федерального закона о туристической деятельности. Законодательство (в том числе касающееся лицензирования, страхования и предоставления финансовых гарантий туристам) будет максимально приближено к мировому, с тем чтобы облегчить присоединение к ВТО. Будут приняты новые нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения.

Планируется улучшить и визовую политику России в отношении иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, а также усилить контроль за выдачей виз туристам из стран – "поставщиков" нелегальной миграции. Концепция даже предлагает ликвидировать одно из самых давних пятен на репутации страны – дискриминационные тарифы на услуги для иностранцев. Соответствующие одобрения от МИД, МВД, ГТК РФ (по крайней мере, на уровне концепции) получены.

Внутренняя политика

Внутри страны Минэкономразвития намерено провести ревизию государственных турресурсов. "У нас большое количество отелей, принадлежавших раньше Госкомтуризму, "Интуристу". Про них как-то все забыли, там менялись владельцы, арендаторы. Сейчас мы вместе с Минимуществом будем возвращать их, подтверждать право госсобственности или по крайней мере добиваться эффективного управления. Для этого составим федеральный реестр, – поделилась Натэла Шенгелия. – Кроме того, мы можем помочь в разработке инвестиционных проектов, в создании национальных гостиничных цепей. Но сами гостиницы строить, конечно, не будем. Это дело не государства, а туроператоров".

Полезный инструмент

Представители туристического бизнеса оценивают концепцию как "достаточно толковый документ".

"В ней содержатся три очень важных положения. Во-первых, она определяет туризм как индустрию – сложную, многопрофильную и требующую соответствующего подхода со стороны государства. До сих пор туризм был каким-то непонятным явлением, которое находится где-то между спортом и культурой. Во-вторых, впервые сделана оценка туристического потенциала России, причем расставлены приоритеты – где есть турпродукт, а где нет, где нужно поддерживать туризм, а где он сам развивается. И, в-третьих, делается упор на внутренний туризм – и это очень своевременно. В нынешнем году впервые за долгие годы спрос на туры в среднюю полосу России выше, чем в Турцию!" – отмечает Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза предприятий туристской индустрии.

Справка

По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, с 1998 года туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг: $532 млрд, или 7,9% от $6,738 трлн. Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.

Константин Шолмов

Правительство РФ намерено принять меры для разрушения образа России как страны, неблагоприятной для туризма  »
Юридические статьи »
Читайте также