Штрафы могут взыскать без суда и следствия Эффективность судебной системы будут повышать с помощью налогоплательщиков

СПб. Правительство РФ намерено закрепить за налоговыми органами право самостоятельно взыскивать штрафы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

Речь идет о ситуациях, когда размер штрафа не превышает 5 тыс. рублей по каждому налогу в отношении предпринимателей и 50 тыс. рублей по каждому налогу в отношении юридических лиц. Соответствующий законопроект внесен недавно Правительством РФ на рассмотрение в Государственную думу.

Предыстория вопроса

Вопрос о праве государства взыскивать в бесспорном порядке суммы штрафов был камнем преткновения еще в середине 1990-х, когда налоговые органы без суда взыскивали с юридических лиц штрафы, которые могли в несколько раз превышать сумму недоимки. Не отставали от них и другие государственные ведомства, в том числе органы валютного контроля.

Вопрос конституционности положений различных отраслей законодательства, в том числе налогового, о взыскании в бесспорном порядке штрафов и иных санкций с юридических лиц был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Так, в Постановлении от 17.12.96 "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный суд РФ признал неконституционность положения о взыскании с юридических лиц без их согласия сумм штрафов и иных санкций.

Однако федеральный законодатель в очередной раз показывает явную нерасторопность в выполнении обязательных правовых позиций суда, наступая на те же самые грабли уже в какой раз. Так, в законопроекте содержится положение о том, что решение о взыскании налоговой санкции может быть приостановлено только в случае обжалования решения в вышестоящий орган, а в случае обжалования в арбитражный суд его исполнение приостанавливается в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством РФ . При этом разработчики законопроекта забывают о том, что вопрос приостановления бесспорного взыскания будет зависеть не только от оперативных действий налогоплательщика по подаче ходатайства о принятии обеспечительных мер, но и от воли арбитражного суда. Таким образом, правовая позиция Конституционного суда РФ о том, что в случае обжалования штрафа взыскание в бесспорном порядке не может производиться до вынесения судом решения по жалобе юридического лица, будет проигнорирована.

Остается надеяться, что указанный изъян будет исправлен на стадии рассмотрения законопроекта. В противном случае в качестве практической меры следует посоветовать каждому налогоплательщику обжаловать решение о наложении штрафа не только в судебном, но и в административном порядке, чтобы получить приостановление исполнения решения хотя бы на время административного разбирательства.

Шаг к сотрудничеству...

Согласно пояснительной записке к законопроекту законодатель преследует несколько целей. Прежде всего упомянута необходимость разгрузить работу судов, заваленных делами по взысканию штрафов на незначительные суммы, инициированными налоговыми органами и органами пенсионного фонда. При этом в качестве обоснования приводится статистика о том, что около 70% таких дел подлежат удовлетворению. Сложно сказать, насколько данная цифра отражает действительность, ведь во многом штрафы предъявляются к компаниям, которые уже давно перестали не только вести хозяйственную деятельность, но и сдавать нулевую бухгалтерскую отчетность.

Другим основанием для возложения на налогоплательщиков бремени обжалования штрафных решений является экономия государственных органов на юридическом сопровождении исков. Очевидно, что указанная экономия выльется в существенные издержки для частного сектора, и прежде всего это ударит по наименее защищенному сектору экономики - малому предпринимательству в лице многочисленных индивидуальных предпринимателей и малых предприятий.

Ведь, как правило, в малом бизнесе нет собственной юридической службы или хотя бы налогового юриста, которые смогли бы адекватно защищать интересы предпринимателя.

Наконец, законодатель указывает на то, что административное взыскание штрафов предполагается использовать не только в качестве меры по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на арбитражные суды, но и с целью дружественного урегулирования споров вне судебной системы. Именно для этого налоговые органы наделяются правом урегулировать спор с налогоплательщиком путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур.

Трудно предположить, что указанная мера, широко применяемая в Европейском союзе (Рекомендация Совета Европы 9 (2001), будет использоваться на практике налоговыми органами. И прежде всего проблема заключается в крайне низком уровне правосознания налоговых органов, рассматривающих свою деятельность через призму бюджетных интересов и планов по сбору налогов, а не как органов, контролирующих правильность применения налогового законодательства. Таким образом, стоит констатировать тот факт, что кроме дополнительных расходов и мытарств по судам законопроект вряд ли даст что-нибудь налогоплательщику.

...или путь к налоговому терроризму

Если же оценивать возможные негативные последствия законопроекта, то нетрудно представить, к чему приведет право налоговых органов в бесспорном порядке взыскивать штрафы. Размер штрафов, подлежащих бесспорному взысканию, является крайне высоким. Под действие данной нормы будет подпадать более 90% всех штрафных санкций, выписываемых налоговыми органами. Наложение штрафов на насколько сотен или тысяч рублей может стать любимым времяпрепровождением налоговых органов. Так, достаточно выписать налогоплательщику несколько требований в 5-дневный срок представить некоторое количество документов, якобы необходимых для налоговой проверки, чтобы потом начислить штраф по ст. 126 НК по 50 рублей за каждый несвоевременно представленный документ. При этом пострадают все - как крупные предприятия, которые в силу сложной системы бухгалтерского учета не смогут своевременно отреагировать на требование налогового органа, так и малый бизнес, который предпочтет скорее заплатить, чем ввязываться вдлительный и дорогостоящий судебный процесс.

Возможны и другие варианты доначисления и взыскания штрафов налоговыми органами.

Послесловие

Итак, налицо попытка законодателя повысить эффективность работы судебной системы, в результате которой бремя доказывания и связанные с этим судебные издержки ложатся на плечи налогоплательщиков.

Иван Смирнов, руководитель судебной практики DLA Piper Rudnick Gray Cary в Санкт-Петербурге

С налоговой советуют судиться избирательно Предприниматели ищут правду в арбитраже  »
Юридические статьи »
Читайте также