Финансисты медлят с советами

Петербургские банкиры сдержанно встретили проект Банка России по ознакомлению с разрабатываемыми ЦБ РФ инструкциями и положениями. Большинство из опрошенных "ДП" банкиров рассматривает его лишь как возможность приготовиться к грядущим изменениям законодательства.

Впрочем, некоторые представители петербургского банковского сообщества согласились озвучить "ДП" свои поправки в опубликованные проекты документов.

На сегодняшний день на сайте Банка России уже опубликованы три проекта документов, свои замечания и отзывы по которым банкирам предложено присылать по электронной почте. Два самых последних проекта -- положения Банка России "Об оценке соответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов" и проект инструкции Банка России "О порядке организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)".

Узаконить проверки

По словам Ирины Потаповой, руководителя службы внутреннего контроля ЗАО "Балтийский банк", обнародованная инструкция "О порядке организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)" носит технический характер.

"Проект новой инструкции является более детальным. Так, в нем конкретно и подробно прописаны механизмы действий проверяющей группы, которые ранее не были отражены в нормативных документах, но тем не менее совершались, -- говорит она. -- Например, предпроверочная подготовка проводилась всегда, но ее механизм не был прописан. В практике нашего банка никогда не возникало необходимости в документе, который бы детально регламентировал наши отношения с инспекторами ЦБ. Но можно предположить, что ЦБ пришлось сталкиваться с проблемами, связанными с отсутствием инструкции, узаконивающей их действия в кредитном учреждении. Так, проект детализирует перечень документов, которые могут быть востребованы инспекторами у кредитно-финансового учреждения, права и обязанности проверяемой кредитной организации, тем самым во многом облегчая работу инспекторам".

Отрицательно

"Отношение нашей ассоциации к включению в проект положения "Об оценке соответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов" разделов, устанавливающих специальную процедуру допуска банков к участию в обязательной системе страхования, отрицательное, -- сказал "ДП" Владимир Джикович, президент Ассоциации коммерческих банков Северо-Запада. -- Для этого нет оснований. Все банки, имеющие лицензии на право привлечения вкладов населения, должны войти в систему страхования по федеральному закону, так как вводится обязательная система страхования. Банк России может отзывать лицензии у поднадзорных банков и тем самым не позволять им участвовать в системе страхования вкладов".

Поправки необходимы

"Необходимо отметить, что внедрение системы страхования вкладов остро ставит вопрос о необходимости внесения изменений в ГК РФ в части ограничения досрочного расторжения договора банковского вклада, т.к. банкам предстоят дополнительные расходы на страхование вкладов, -- заявила "ДП" Нелля Степанова, директор службы внутреннего контроля ОАО "Промышленно-строительный банк". -- Тем более с переходом на МСФО вклады населения будут рассматриваться как ресурс "до востребования", что приведет к ухудшению качества показателей баланса банков и снижению оценки надежности российских банков в глазах зарубежных инвесторов".

"В проекте положения сказано, что ходатайство на повторную проверку может быть подано банком в срок, не превышающий 1 год и 4 месяца с даты вступления в силу закона, -- сказала Нелля Степанова. -- Первая проверка банка на основании первого ходатайства по не зависящим от банка причинам может продолжаться долго и завершиться не ранее 1 года и 3 месяцев с даты вступления в силу закона. Мы предлагаем увеличить срок, дающий право банкам после исправления нарушений подать повторное ходатайство, -- до 1 года и 6 месяцев с даты вступления закона в силу".

Некоторые поправки в проект положения

"Об оценке соответствия банка критериям допуска

в систему страхования вкладов"

Приложение 3.

Раздел 1 (перечень вопросов, позволяющих судить о качестве текущего управления). Предлагается убрать пункт 7, предусматривающий постоянный контроль совета директоров за деятельностью менеджеров банка.

Раздел 2 (перечень вопросов для оценки системы управления рисками). Пункты 16, 26, 38, 42 целесообразно объединить, предусмотрев более широкую формулировку.

Раздел 2. Пункт 39. Необходимо исключить определение банком внутренних подходов к управлению риском потери управления при смене фактических собственников при изменении в составе руководителей органов управления банка.

Иван Макаров

Минфин согласен предоставить все полномочия по валютному регулированию Центробанку  »
Юридические статьи »
Читайте также