Радиомост совместный проект "Радио России" и газеты "Вечерний Петербург" Городской шум и здоровье человека

Эфир "Радиоклуба на Итальянской" на тему шума вызвал у петербуржцев шумный отклик. И даже приглашенные ведущей Наталией Савощик специалисты - Эрнст Мышинский, президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков, главный научный сотрудник ЦНИИ им. Крылова, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; Андрей Ахматов, первый вице-президент Ассоциации акустиков, кандидат технических наук, председатель Государственной экзаменационной комиссии Университета кино и телевидения; Елена Кудрявцева, кандидат психологических наук, психотерапевт; Владимир Элькин, врач, кандидат медицинских наук, музыкотерапевт, - не спорили друг с другом, поскольку в отношении шума оказались единодушны.

Наталия Савощик: - Шум - неизбежный спутник нашей жизни, однако уровень шума и его, если хотите, качество - факторы, которые регулировать не только можно, но и нужно. Согласно некоторым данным, по уровню шума Петербург - один из самых неблагополучных городов мира...

Эрнст Мышинский: - Все акустические конгрессы проходят под лозунгом "Шум - это яд". Это одно из самых серьезных экологических загрязнений. Увеличение шума на 10 децибел приводит к возрастанию общих заболеваний на 20 - 30%, а сердечных и нервных заболеваний - в 1,5 - 2 раза. Петербург действительно один из самых шумных городов мира: если в Европе последние десятилетия борются с шумом (об этом докладывается на конгрессах), то у нас так называемые уровни шума возрастают.

Лет 10 назад мы создали шумовую карту города и выяснили, что на основных транспортных магистралях превышены все допустимые уровни шума. Через 4 года было повторное измерение, и оказалось, что уровни шума на магистралях возросли еще на 4 децибела. Это обусловлено прежде всего возрастанием транспортного потока, и я говорю не только о большегрузных машинах с низкочастотными уровнями шума - есть и так называемые узкополосные шумы, например от электромотора в троллейбусе. Источников шума очень много: в метро, в маршрутках; предприятия общепита выводят вентиляционные установки во дворы - от этого страдают жильцы, поскольку нет виброизоляции, шумоглушения. Производственное оборудование шумит, а если город будет строить большие объекты - КАД, например, - это же колоссальное количество жалоб пойдет! Причина - средств защиты нет. Почему? Потому что власти города не хотят этим заниматься. Мы измерили в последний раз 6 лет назад уровни шума - и никто этим не заинтересовался... В одном китайском городке, маленьком по тамошним меркам (всего миллион жителей), я видел на перекрестках табло, которые показывали текущие уровни шума. А у нас на подобных табло можно узнать разве что температуру и атмосферное давление. Уровни шума никого не волнуют.

Андрей Ахматов: - И довольно странно, что самое главное загрязнение остается вне контроля. Данные лежат без использования, они не считаются сигналом, по которому можно совершенствовать городскую среду.

Н.С.: - Елена Игоревна, как психотерапевт, опишите состояние человека, который изо дня в день подвергается шумовому воздействию и дома, и на работе, и в транспорте, и на улице.

Елена Кудрявцева: - Звук - это система основных контрольных сигналов для человека. Мы природно ориентированы на то, чтобы реагировать на звуки как на сигнал опасности, как на сигнал, который определяет вариации нашего поведения. Мало того что общий уровень шума в городе невероятно высок, но есть еще одна проблема - дифференциация звуков. Например, появляются новые модификации мобильных телефонов и новые возможности их звукового сигнала. Понятно, что, если бы звонки были одинаковыми, мы реагировали бы на сигналы чужих мобильников; но когда мы разнообразили эти "мобильные" звуки, нагрузка на нашу психику нисколько не уменьшилась! Мы болезненно реагируем на чужие звонки именно потому, что вынуждены их слышать, хотя к нам они никакого отношения не имеют. А стрессовое давление на нервную систему приводит не только к сердечно-сосудистым заболеваниям и к заболеваниям желудочно-кишечного тракта; бронхиальная астма тоже имеет психосоматический компонент - так что общие заболевания также свидетельствуют о психологической перегруженности вследствие - в том числе - акустических помех. Кстати, психологическая реакция на шум двухслойная: первая - это реакция на сам шум, а вторая - это реакция на ощущение полного своего бесправия. Люди, страдая от шума, понимают, что у них нет никаких рычагов воздействия на изменение этой ситуации.

Н. С.: - Есть еще повальная болезнь наших маршрутных такси: мы, находясь в маршрутке и платя деньги, вынуждены слушать радиостанции с сомнительным музыкальным рядом...

Владимир Элькин: - Есть исследования, доказывающие, что агрессивные звучания изменяют эмоциональное состояние человека соответственно в сторону агрессии.

Э. М.: - И мы сейчас говорили только о звуках. Но шум и вибрация неразрывно связаны. Когда идут большегрузные автомобили, то мощный уровень звукового давления распространяется к домам, через стекла он проникает в комнаты и воздействует на людей, но он также воздействует на стены, на крепления. И эти уровни настолько велики, что, когда конструкции здания попадают в резонанс, вибрация превышает все возможные пределы. Мы несколько лет контролировали уровни вибрации особняка Румянцева на Английской набережной и изучали транспортный поток. Выяснилось, что уровни вибрации и количество машин, проходящих мимо этого здания, полностью коррелированы. Это угрожает особняку. И из года в год поток машин возрастает, соответственно возрастают уровни вибрации, и город может потерять много исторических зданий. Проблема вибрации настолько актуальна, что городу тоже надо ею заняться.

Н. С.: - Если бы власти заказали исследования в общем по городу - институт бы их выполнил?

А. А.: - В свое время Ассоциация акустиков ради этого и создавалась. В Петербурге множество зданий, которые находятся на грани повреждений как раз из-за воздействия слишком большого уровня вибрации. Город ведь не был рассчитан на такую транспортную нагрузку.

Н. С.: - Восточно-Европейскую ассоциацию акустиков создали более 10 лет назад именно с целью проводить независимую экспертизу, влиять на общественное мнение и, самое главное, влиять на выбор власти. Изменилось ли что-нибудь благодаря вашей работе?

А. А.: - Здесь, как и в других вопросах, не хватает контроля. Существуют санитарные нормы, ГОСТ, в которых указаны допустимые уровни шума в жилых зданиях, на производственных площадках и т. д. Но механизмов контроля, в общем-то, нет. У нас масса данных, мы публикуем их, каждые два года проходит симпозиум, в частности по транспортному шуму, - но нет ответной реакции.

Э. М.: - Ассоциация образовалась в Ленинграде потому, что в нашем городе - самая лучшая акустическая научная школа. Притом ассоциация создавалась на базе ЦНИИ им. Крылова (головного научного центра судостроения), поскольку задачи борьбы с шумом - самые сложные - были именно в судостроении. Ни к авиации, ни к городскому транспорту не предъявляются такие жесткие акустические требования, как, скажем, к подводной лодке. Вот подлодка: длина - около 200 метров; более 100 человек экипажа; главная энергетическая установка - 100 тысяч лошадиных сил; электростанция... А вы знаете, сколько звуковой энергии излучает современная подлодка? Меньше одного ватта! То есть меньше энергии, употребляемой лампочкой карманного фонарика. Другой пример: гражданское судно тоже подвергается акустическому контролю, но что делает проверяющая комиссия, если заметит недочеты? Грозит пальчиком, пишет гневный акт и... принимает пароход. А если в подлодке на 1 децибел превышен уровень шума - ее просто не примут.

Н. С.: - Получается, недоработанный атомный крейсер нельзя выпустить в море, потому что он будет зафиксирован врагом, а в какой среде живут люди ежедневно - никого особенно не волнует.

Е. К.: - Решения, которые принимаются у нас, - это так называемые должностные решения. Во всем мире должностные решения и решения профессиональные постоянно находятся в диалоге, но в нашей стране профессионал, который не занимает высокой должности, становится как бы рядовым гражданином, выразителем просто частного мнения.

Н. С.: - Готовы ли вы, уважаемые участники радиоклуба, объединить усилия с "Радио России", с прессой Петербурга, чтобы создавать общественное мнение и влияние на власть с целью изменить в лучшую сторону положение дел с городскими шумами?

А. А.: - Давным-давно пора это делать.

Н. С.: - Ведь если бы карта шумов, о которой вы говорили, была принята как документ, то, например, комитету по градостроительству и архитектуре, видимо, пришлось бы менять некоторые подходы в строительстве...

Э. М.: - Да. Есть так называемые инфразвуки - звуки на очень низких частотах, ниже 20 герц. Человеческие органы тоже колеблются на своих резонансных частотах - в диапазоне между 2 и 7 герцами. И если мы извне создаем инфразвук на этих частотах, начинаются резонансные колебания организма и человек испытывает ужас, может заболеть и даже умереть - в газетах периодически пишут о том, что в мире ведутся разработки "оружия ужаса", оружия, использующего инфразвук. Инфразвук есть и в домовом строении: у нас сейчас строят высокие дома, а город стоит у моря, сильный ветер обтекает здания (у которых тоже очень низкие собственные частоты), и если, например, нарушена застройка - начинаются резонансные колебания и появляется инфразвуковая вибрация в этих домах. У жильцов ухудшается настроение, самочувствие...

Е. К.: - И человек, реагируя на инфразвук, не понимает, на что он реагирует. Депрессия от этого только усугубляется.

Э. М.: - Домашние предметы также на инфразвук реагируют - отсюда и разговоры про "барабашек".

Н. С.: - Сегодня в Петербурге зафиксированы места (мы их не называем, потому что информацию надо проверять), где целые кварталы подвергаются воздействию инфразвука... Но я бы хотела, чтобы мы штрихом наметили еще одну проблему: к шуму в метро добавляются некорректно сделанные рекламные объявления. Это не противоречит закону, но, учитывая низкое качество звука, можно говорить о вредном воздействии на психику пассажиров.

А. А.: - Это говорит о некультурности служб, формирующих эти рекламные ролики, - с точки зрения звуковых программ, уровней громкости; звуковая аппаратура старая, она предназначена только для служебной связи, но никак не для качественного воспроизведения звука. Но я упомяну и культуру поведения самих граждан: например, мы часто вынуждены слушать плеер стоящего рядом человека. И этот человек не понимает, что делает из себя инвалида. Появился даже термин такой - шизофония.

Э. М.: - Можно сказать и о концертных залах, где люди слушают нечеткий и очень сильный шум динамиков.

Н. С.: - Но не все так мрачно. Мы столько говорили о том, как катастрофически обстоят дела в городе с уровнем шума, а вот Владимир Михайлович Элькин уже много лет исследует благотворное влияние музыки на человека.

В. Э.: - Музыкотерапия - новое у нас дело; я работаю в клинике с серьезными больными и наблюдаю невероятный медицинский эффект от использования музыки. Вот вам пример - для начала не из моей практики. Пришел к одному великому музыкотерапевту молодой человек, который так заикался, что не мог закончить ни одной фразы. Врач его вылечил, заставляя слушать ежедневно по 2 часа скрипичные концерты Моцарта... Сегодня этого человека знает весь мир - это французский актер Депардье... Есть и другие примеры. Когда человеку, потерявшему память, давали слушать музыку его юности - эффект был мощный. Лечит музыка Скрябина, Чюрлениса. Благотворно действует "К Элизе" Бетховена... Математик Тайманов в свое время обнаружил, что несколько аккордов обладают невероятно сильным действием на человека. Не буду называть эти аккорды, скажу лишь, что их облюбовали Чайковский и Шопен. Так что задача человека - подобрать "свою" мелодию, закрыть глаза и - следить за ощущениями.

Э. М.: - Кстати, целебные звуки есть и в технике. Самый целебный - так называемый белый шум, то есть шум, размытый по широкой полосе частот. В природе он наблюдается в звучании прибоя, леса, а в технике используется, если надо "размыть" вредный узкополосный шум. Например, американские конструкторы специально раздвигают лопасти в пылесосах, делая угол, скажем, не 60 градусов, а немножко больше или меньше. Суммарный уровень шума увеличивается, но, как ни парадоксально, это уже не раздражает, поскольку качество шума другое.

Н. С.: - Бетховен сказал: "Музыка должна высекать огонь из человеческого сердца", а Гоголь восклицал: "Помоги нам, музыка" - я привожу примеры из книги Владимира Элькина "Целебная магия цвета и звука", изданной три года назад в Петербурге. А сейчас в типографии находится еще одна его книга - "Театр цвета и мелодии наших страстей". Так что есть в нашем городе люди, которые дают надежду. А любой человек при желании может себе устроить музыкальный релаксационный сеанс.

Внимание! "Радиоклуб на Итальянской" и "Вечерний Петербург" выносят на обсуждение вопрос: считаете ли вы, что транслирование рекламных объявлений в салонах городских автобусов, троллейбусов, на эскалаторах метрополитена нарушает ваши права?

Ждем откликов и горожан, и экспертов, и чиновников.191011, СПб, Итальянская ул., 27, "Радиоклуб на Итальянской";

199106, СПб, В.О., Средний пр., 77, корп. 2, редакция газеты "Вечерний Петербург" (с пометкой "проект "РАДИОМОСТ").

Обратная связь

Письмо (получено, когда верстался номер)

"С 2001 года жители Гончарной улицы являются заложниками ужасного беспрерывного шума и днем и ночью. С незапамятных времен Гончарная была пешеходной тропой и до настоящего времени она весьма узка, и организовать столь интенсивное движение на этом участке - преступление против живущих на этой улице горожан. Тротуары пешеходные настолько узки (от 1,5 до 2 метров), что машины проезжают близко от фундаментов домов, что нарушает всяческие нормы. Мало того, из-за узости улицы звук распространяется как по трубе, т. е. с удвоенной силой, особенно ночью невыносимо, т. к. машины на пустынной улице несутся с большей скоростью, чем днем... У меня развилась бессонница, без сильных снотворных спать не могу, несмотря на то что поставили пластиковые окна. А кто не в состоянии поставить окна - какое у этих людей самочувствие?.. Лидия Георгиевна Мангуш".

Телефон

Петербуржец Анатолий Иванович Зорин поднял вопрос, который задавал властям города и руководителям Октябрьской железной дороги еще... в конце 80-х - начале 90-х годов, когда был построен Финляндский ж.-д. мост через Неву. Вопрос касался того, что уровень шума при прохождении через мост поездов, особенно грузовых, превышает допустимые уровни. Официальные ответы гласили, что меры будут приняты. Но за всеми последующими реформами и переменами в стране эта проблема "наверху" подзабылась. Сейчас Анатолий Иванович от имени жителей домов по пр. Обуховской Обороны и жителей Малой Охты вновь ставит вопрос о том, что уровень шума, который издают грузовые поезда ночью, проходя по мосту через Неву, превышает допустимый в несколько раз (по словам Анатолия Ивановича, у него есть официальные заключения СЭС о допустимом уровне шума и о существующем в действительности).

Что же прикажете, остановить движение грузовых поездов через Финляндский мост? Нет, Анатолий Иванович обращается с требованием к руководству ОЖД: ограничить скорость движения грузовых составов по Финляндскому ж.-д. мосту в ночное время с 70 - 80 км/ч до 15 - 20 км/ч. Это позволит жителям домов по пр. Обуховской Обороны и домов на противоположном берегу Невы спокойно спать. А нынешний еженощный грохот проходящих на большой скорости по металлическому мосту грузовых составов "способен мертвого разбудить".

Пейджер

"Не вреден ли шум от машин, которые проезжают в двух метрах от вашего окна?"

"Пархоменко, 10-а. Идет сейчас стройка, строится офисный дом. Страдают все близлежащие дома, периодически отключают электричество. Работают даже ночью, а у нас и дети, и старики. Куда нужно обращаться по таким вопросам?"

"Мы живем на Сантьяго-де-Куба, у нас под окнами 2 стоянки, спать невозможно, и как нам бороться с этим шумом? Никакого внимания, куда бы мы ни обращались".

"Нужно прекратить торговлю пиротехникой. Круглый год, круглые сутки идет канонада во дворах".

"Можно ли найти управу на подростка-соседа, который включает громкую музыку так, что дрожат в окнах стекла? Просьба пожалеть 5-месячного малыша не помогает. Почему закон не защищает граждан? Ольга Леонидовна".

"Верности, 13. Я поставила пластиковые окна одной фирмы, в результате окно воет не переставая, такого шума и воя я не испытывала при старых рамах. Как воздействовать на фирму, если она к претензиям равнодушна?"

"Стачек, 86, находится на оживленной магистрали. Сейчас на 1-м этаже бывший магазин переделывают под ресторан. Наши действия?"

"Уровень громкости дикторского текста на радио и уровень громкости музыки очень разный. Идет текст - громкость прибавляешь, идет музыка - убавляешь. Хотелось бы, чтобы уравнялись. Вот в чем моя просьба. Александр Петрович".

"Мы с прошлого века терпим строительные шумы. Трамваи с 8-й линии убрали, а никакого благоустройства нет. Шум, грязь. Второй век среди шумов, грязи и безобразий. Дом 35 по 8-й линии".

"Наши окна выходят на Индустриальный пр., движение огромнейшее, у нашего дома существует "карман", ночью там стоит 100 машин, если не больше. И огромные машины с прицепами стоят, ночью играет музыка".

"Я знаю, что ЗакС СПб выпустил закон о запрещении шума с 23 до 7 часов. Как воспользоваться этим законом обычному городскому жителю? Георгий из Пушкина".

"Пр. Наставников, дома 7, 9, 10, - как заброшенная деревня. Ходит много грузовых трамваев. Очень высокий уровень шума".

"Не только в маршрутных такси, но и в городском муниципальном транспорте включают громко музыку и открывают дверь в салон. Имеют ли право люди как-то защищаться от этого шума? Валентина Александровна".

"Приморский р-н, между Дибуновской, дома 15 и 13, метров 15 расстояние, днем и ночью носятся грузовые автомашины и грузовички. Что можно сделать?"

"Меня зовут Нина Петровна. По градостроительным нормам какое количество децибел разрешается на улицах и кто отвечает за их превышение? Раньше, в СССР, этот показатель был равен 40 децибелам".

"Тамара Михайловна. Есть ли какие-нибудь ограничения параметров силы звука на концертах? Несколько лет назад я была на концерте, там была такая сила звука, что у меня случилось воспаление, сейчас я на одно ухо глухая".

"Я жительница дома на Дунайском пр. Строят виадук. Весь поток пойдет под нашими окнами. Может быть, сделают что-нибудь по поводу изоляции - хотя бы поставят всем стеклопакеты?"

"Жители микрорайона Ульянка страдают от шумов и вибрации взлетающих самолетов, от электропоездов. К тому же проектируется кольцевая дорога. Народ требует перенести дорогу подальше от домов. Никитина Тамара Алексеевна".

"Петроградская сторона. Срочно надо убрать все автосервисное обслуживание, чтобы не ездили колеса мыть сюда. Ведь это вереница машин. Кольцевая дорога пущена по Чкаловскому, понеслись грузовики, продают детали машин. Алексеева".

"Передачи перемежаются такими отвратительными музыкальными заставками, которые разрушительно действуют на нервы. Измените музыку на ленинградском радио. Очень многие мои знакомые тоже просили об этом".

"У меня в кв-ре по 4 года работы подо мной, шум, запахи - и никаких мер. Карбышева, 10, кв. 56. Валентина Николаевна".

"Большое спасибо за поднятую проблему. Я подтверждаю ее актуальность и как врач, и как сильно страдающий житель Петроградского р-на. Ул. Куйбышева превращена в транспортную клоаку, по которой идет поток машин, допустимый лишь для широких проспектов".

"Вводится в строй Дунайский пр., по которому сплошным потоком пойдут грузовики. Предусмотрено ли строительство устройства от шума?"

Очень многие спрашивали: как пригласить специалистов для замера шума? Этот вопрос "ВП" задал Николаю Боровкову, заведующему отделом гигиены окружающей среды Центра Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга.

- По всем вопросам, как-то связанным с шумом, нужно обращаться в территориальный Центр Госсанэпиднадзора, который есть в каждом районе. По вашему заявлению специалисты замерят уровень шума, причем сделают это бесплатно, - правда, лишь в том случае, если действительно есть подозрение на слишком высокий уровень. Если фирма или гражданин просто хочет знать, какой уровень шума на предприятии или в квартире, - это уже платная услуга. В том случае, если специалисты обнаружат нарушение норм, будут приняты административные меры, в частности наложен штраф.

Кроме того, депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли закон, согласно которому с 23.00 до 7.00 шуметь нельзя, - так что в случае нарушения этого закона уместно обратиться в РУВД, к участковому инспектору.

Не думаю, что в ближайшее время законодательство о шуме - в части санитарно-эпидемиологических норм - как-то ужесточится. Дело в том, что в ближайшие годы будут пересматриваться многие технические нормативы, ГОСТы - тогда, вероятно, и начнутся изменения.

Хотели бы мы, уважаемые радиослушатели и читатели, тут же опубликовать нормы уровней шума и дома, и на производстве, но... слишком это объемный и сложный документ - не просто цифры, а формулы, расчеты, поскольку шумовая палитра, прямо скажем, богатая и у каждого вида шума есть свой регламент. Однако сообщаем: документ с прописанными нормами есть в территориальных центрах Госсанэпиднадзора.

Кстати, о шумовых картах. В свое время Ассоциация акустиков предлагала свои услуги комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. По словам акустиков, комитет заинтересованности не проявил; корреспонденту "Вечёрки" в комитете по природопользованию сказали, что обращаться к ним по вопросу шумов - не вполне корректно: шумами занимается Госсанэпиднадзор.

Подготовила Анастасия Долгошева

ТСЖ - гарант безопасности  »
Юридические статьи »
Читайте также