Как встать на учет по лизингу

Каков порядок постановки на учет в Комитете РФ по финансовому мониторингу лизинговых компаний?

Принятие федерального Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", вступившего в силу 1 февраля 2002 года, самым непосредственным образом затронуло и лизинговые компании.

Закон называет их в числе организаций, обязанных представлять в уполномоченный орган (Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу -- КФМ России) сведения о лизинговых операциях, подлежащих обязательному контролю. К последним отнесены, в частности, лизинговые сделки на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей.

Обратим внимание на некоторые новеллы нормативного регулирования, которые должны быть учтены в процессе осуществления лизинговой деятельности. В новой редакции Закона от 13.07.2001 п. 9 ст. 7 дополнен указанием о том, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Последующее развитие данная норма получила в Положении о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 №28.

Следует подчеркнуть, что в Положении определен срок постановки на учет, который для вновь создаваемых лизинговых компаний составляет 30 дней с момента их государственной регистрации, а для компаний действующих -- 30 дней с момента опубликования настоящего акта (опубликован в "Российской газете" 22.01.2003). В целях выполнения требования о постановке на учет лизинговая компания в течение указанных сроков должна представить в уполномоченный орган изложенное в произвольной форме заявление о постановке на учет и карту постановки на учет по форме, утвержденной КФМ России. Упомянутый документ помещен на сайте КФМ (www.kfm.ru), а также в системе "КонсультантПлюс". Необходимые для постановки на учет документы доставляются в КФМ России представителем лизинговой компании или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Решение о постановке организации на учет либо об отказе в постановке на учет принимается уполномоченным органом в срок, не превышающий 10 дней с момента представления указанных документов. Уведомление, содержащее конкретное решение, вручается представителю организации под расписку или направляется в ее адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При этом в качестве основания для отказа в постановке компании на учет рассматривается представление документов, оформленных ненадлежащим образом. Вместе с тем по смыслу данного акта в 5-дневный срок после получения уведомления об отказе организация должна устранить причины, явившиеся основанием для отказа в постановке на учет, и вновь представить документы в КФМ России. Изменение сведений, содержащихся в карте постановки на учет, а также ликвидация или изменение основных направлений (целей) деятельности юридического лица также влечет необходимость уведомления уполномоченного органа.

Очевидную актуальность в связи с общей формулировкой пункта 11 рассматриваемого Положения об ответственности руководителя организации приобретает вопрос о правовых последствиях неисполнения содержащихся в нем предписаний. В настоящее время высказывается неоднозначная юридическая оценка квалификации подобного поведения. Между тем представляется ошибочным мнение о возможности применения в данном случае санкций, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, то есть наложения, в частности, на должностных лиц административного штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ, так как последняя предусматривает состав правонарушения, выражающегося в неисполнении организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Поскольку исполнение предусмотренной Законом обязанности по постановке на учет связано с представлением уполномоченному органу определенной нормативным актом информации в случае нарушения этой обязанности речь может идти о применении норм статьи 19.7 КоАП РФ, которая за совершение должностным лицом соответствующего правонарушения устанавливает штраф в размере от трех до пяти МРОТ.

С учетом вышеизложенного, а также в связи с закрепленной в п. 2 ст. 7 Закона от 13.07.2001 обязанностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по разработке правил внутреннего контроля лизинговым компаниям следует также обратить внимание на положения Постановления Правительства РФ от 8.01.2003 №6, установившего сроки утверждения руководителями организаций правил внутреннего контроля и процедуру их согласования с КФМ России. (Э.У.)

Ирина Решетник, юрист Группы по развитию лизинга в Северо-Западном регионе Международной Финансовой Корпорации.

За беспорядки ответит рекламная компания  »
Юридические статьи »
Читайте также