Кадровые шишки

Система государственного управления испытывает кадровый голод. Госслужбе не хватает современных управленцев, квалифицированных, эффективных и, главное, человечных.

К таким выводам пришли участники семинара на тему "Актуальные вопросы современной кадровой политики в системе госслужбы", которую провела Северо-Западная академия государственной службы. Повод -- недавнее вступление в действие федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который предписывает чиновникам продолжать свое обучение в течение всей управленческой деятельности.

Теперь они обязаны каждые три года повышать свою квалификацию.

Всего в органах госвласти и местного самоуправления России, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2004 года работали 1 миллион 314 тысяч чиновников. По Северо-Западному федеральному округу этот же показатель составлял 128,56 тысячи человек. Но и миллиона чиновников мало -- штаты различных министерств и ведомств не укомплектованы полностью и в ближайшее время должны пополниться новыми кадрами.

70% государственных служащих сегодня имеют высшее образование. Почти 2% из них -- научную степень кандидата и доктора наук. Но далеко не все из них прошли специальную подготовку.

Новый закон предписывает служащим приобретать именно специальное образование -- в системе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. И сегодня в этой крупнейшей образовательной сети (около 100 филиалов по стране) наблюдается самый настоящий бум на второе высшее образование.

А подучиться нашим чиновникам очень даже не помешает. Проректор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Валерий Чичканов привел неутешительные (хотя и вполне предсказуемые) данные опросов Социологического центра РАГС (это общероссийские опросы населения, которые проводятся во всех федеральных округах страны).

Так, по мнению населения, в системе государственного управления сегодня преобладает административный произвол, граждане чувствуют себя беззащитными перед государственным аппаратом и административным давлением. У них нет возможности, а в ряде случаев и желания влиять на органы государственной власти.

Более половины российского населения считает, что чиновники защищают исключительно собственные интересы, и лишь 8% верят, что чиновники отстаивают интересы граждан.

В этих условиях проведение административной реформы госслужбы вроде бы своевременно и логично, но станет ли она эффективной -- пока большой вопрос. Нововведения вызывают явное недовольство в среде самих чиновников. Вполне готовы поддержать административную реформу только 11% госслужащих, а 79% -- лишь частично. Недостаточную поддержку реформы служащие объясняют, во-первых, отсутствием веры в какие-либо изменения, во-вторых, они бояться, что в ходе реформы сократятся функции государственных органов и уменьшится их влияние на бизнес и экономику.

Еще одно больное место реформы, по мнению Валерия Чичканова, то, что проблемы существуют и внутри управленческой среды. Так, по данным опросов экспертов (а экспертами в данном случае выступали руководители органов государственной власти, люди, которые знают систему изнутри), сегодня среди госслужащих нередко встречаются некомпетентность (так считают 45% респондентов), оторванность от реальных проблем населения (25%), коррупция, несоблюдение закона, подмена законов инструкциями и нарушения служебного поведения -- самое обыкновенное хамство.

Решить эти проблемы кардинально, вернуть доверие к власти, по мнению Валерия Чичканова, может только общегосударственная система управления кадрами. Каждый должен на деле и регулярно доказывать свою полезность и необходимость.

Первые шаги уже сделаны. Чтобы стать управленцем, по новому закону претенденту придется пройти конкурсный отбор. Те, кто выдержит его успешно, будут включены в кадровый резерв и, только показав себя в работе, пройдя обучение, получат должность.

А для тех, кто уже занял начальственный стол, появится должностной регламент, который будет включать в себя конкретные показатели эффективности, результативности профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми будут проходить переаттестации и пересдачи квалификационного экзамена. Что из этого выйдет -- покажет время.

В любом случае необходимо создание всероссийской системы повышения квалификации государственных и муниципальных кадров.

С этим согласен и Александр Горшков, ректор Северо-Западной академии государственной службы:

-- Сегодня в системе госслужбы не хватает квалифицированных, грамотных работников.

Наступил момент перелома -- происходит смена поколений чиновников. Те люди, которые прошли советскую школу, уже не вполне квалифицированы с точки зрения технологий управления в условиях экономики. На смену им приходят новые управленцы. Частенько наши выпускники попадают на работу в Смольный и в местные администрации прямо со студенческой скамьи. Молодость перестала быть препятствием.

И вот здесь решающим становится образование. Обучение государственных служащих сегодня -- это и профессиональная подготовка, и практика, и воспитательный процесс. Если людям прежней формации не хватает образования, то для молодых управленцев насущна другая проблема -- они часто не знают, что такое этика управленца. Честность, порядочность, пунктуальность, способность государственно мыслить -- все эти понятия присущи сегодня разве что идеальному, образцовому чиновнику. Наша задача научить государственного служащего технологиям управления, попытаться их воспитать. Мы стараемся привить эти качества своим студентам, чтобы сломать существующий стереотип.

Любовь Суслова

Эх, прокатим! Во что обходятся нам поездки чиновников  »
Юридические статьи »
Читайте также