Что делать с гидрой бюрократии?

На днях были обнародованы данные, почти что убийственные для тех, кто организовывал и проводил административную реформу. Напомню, что ее замысел декларировался вполне разумно как неуклонный путь уменьшения численности административного аппарата, повышения эффективности его работы при увеличении оплаты госслужащих, предоставления им дополнительных социальных гарантий в получении жилья, отдыха, лечения, образования. Реформа началась год назад. И вот первые итоги.

С декабря 2003 года по октябрь 2004 года число лиц, занятых в сфере управления в России, в целом возросло на 25,2 процента. Меньше чем за год бюрократический аппарат увеличился более чем на одну четвертую! Результат, поистине достойный Книги рекордов Гиннесса.

Чем круче боремся с пьянством - тем больше потребление алкоголя. Чем сильнее боремся с бедностью - тем масштабнее разрыв между бедными и богатыми (а именно об этом свидетельствуют данные официальной статистики за 2004 год). И наконец, чем больше боремся за сокращение административного аппарата - тем быстрее темпы его роста. Приведенные цифры свидетельствуют о более чем неблагополучном положении в сфере управления.

Но не только. Неумолимая статистика свидетельствует о стремлении людей перейти под крыло государства. В стране растет число бюджетников. Что, скорее всего, объясняется тем, что ослабление активности бизнеса в стране приводит людей на рабочие места хоть и с полунищенской оплатой, но более или менее регулярной.

Можно также с уверенностью предположить, что численность людей, выразивших твердое намерение перейти на "государеву службу", получила тенденцию к росту как раз из-за значительного повышения благосостояния работников госслужбы. А также из-за самого факта разделения бывших министерств на службы, агентства, департаменты и пр. Каждое из вновь создаваемых подразделений стало формировать свои структуры в регионах, что послужило сверхудачным поводом для того, чтобы "порадеть родным человечкам". На численность госслужащих повлияли и органы представительной власти, ибо многочисленные помощники депутатов, эксперты фракций и прочая публика, отирающаяся вокруг представительной ветви власти и возле муниципалитетов, тоже в значительной части числятся госслужащими. Любопытные данные были опубликованы относительно Мосгордумы, вице-спикер которой раздал чуть ли не полторы тысячи "корочек" своим реальным и мнимым помощникам. Не все из них в штате, но - впечатляет.

Гидра российской бюрократии, похоже, неустранима, пожирая страну, обладая способностью выращивать три головы взамен отрубленной. Хотя, по правде говоря, никто эти головы особенно не рубит. Пока что придется констатировать, что административная реформа, по крайней мере в том виде, в котором она проводилась, явно не удалась. Именно провальное администрирование стало одной из основных причин того, что возникли возмущения "низов" монетизацией льгот. Застопорилась пенсионная реформа. Если не будут предприняты срочные меры - это же провальное администрирование скажется и на больном жилищно-коммунальном вопросе, резко обострившемся в связи со вступлением в силу нового Жилищного кодекса.

Главная идея правительственной реформы - финансирование министерств, служб и агентств по результатам их работы - прочно уложена в долгий ящик.

И понятно почему: если ввести этот принцип в действие на федеральном уровне исполнительной власти, придется неизбежно распространять его на региональный и муниципальный уровни. Пока что вместо этого мы получили новые предложения от одного из авторов административной реформы - Дмитрия Козака, предлагающего ввести ежегодные отчеты региональных властей по четко очерченным критериям. Сами по себе предложения неплохие, но без наказания рублем они работать явно не будут. А с отчетностью в нашей стране всегда было очень хорошо.

Валерий Островский, политолог

Борис Немцов: "Политика лжи обречена"  »
Юридические статьи »
Читайте также