Органы местного самоуправства

Недавно прошедшие в Ленинградской области выборы муниципальных депутатов носили, как известно, небывало острый характер. Более того, по части использования диких методов борьбы за места во власти область доказала, что может легко переплюнуть Петербург. Как показывает опыт, в культурной столице сведение счетов между кандидатами в основном ограничивается лишь черными пиар-технологиями: выуживанием на белый свет компромата, шантажом, различными по масштабу информационными войнами. В провинции же, как выяснилось, этот детский лепет может запросто уступить место откровенному криминалу.

Так, в Выборге один из кандидатов в муниципальные депутаты, похоже, не внявший угрозам конкурентов, как уже рассказывала "Версия в Питере", был попросту застрелен в центре города из снайперской винтовки. В другом районе между собой едва не схлестнулись силовики, вызванные для поддержки конкурирующими бизнес-структурами... Очевидцы рассказывают, что едва ли не по всей области колесили джипы, груженные бейсбольными битами

Можно предположить, что столь яростная борьба обусловлена общероссийской реформой местного самоуправления, в ходе которой планируется передача муниципалам большей части полномочий, которыми пока еще наделены государственные региональные чиновники. Цель реформы - приблизить Россию к цивилизованному Западному миру, где власть на местах сосредоточена в руках народных избранников, а не правительственных функционеров. Словом, те, кто сейчас вливается в ряды муниципалов, получают реальные механизмы управления территорией. В Ленобласти, которую пиарят исключительно как инвестиционно привлекательный регион, это инвестиции, торговля, промышленность...

Впрочем, кое-кто из областного правительства, похоже, не желает сдаваться без боя и всеми силами пытается дирижировать органами МСУ, несмотря на то что федеральное законодательство совершенно не предусматривает контроль региональных чиновников над местным самоуправлением.

Именно эти мотивы, очевидно, и привели к тому фарсу, который был разыгран во Всеволожском районе Ленобласти. До криминала не дошло, зато беззастенчивое самоуправство вкупе с угрозами в адрес депутатов, похоже, были представлены в полной форме.

Напомним, согласно реформе МСУ в стране вводится двухуровневая система местного самоуправления. Народ выбирает муниципальных депутатов в городах и сельских поселениях, а те, в свою очередь, выбирают из своих рядов совет, который назначит главу районной муниципальной администрации.

Что касается Всеволожского района, то он включает в себя двадцать округов, и от каждого надлежало избрать в совет по два представителя. Однако в деревне Новое Девяткино выборы не состоялись, поэтому всеволожский совет должен был заседать в количестве тридцати восьми человек.

Между тем, по свидетельствам участников событий, в день выборов главы района в зале заседаний набралось больше сотни человек. По словам самих депутатов, регистрации не проводилось, и понять, кто уполномочен голосовать, выбирая своего руководителя, было в принципе невозможно.

Но самым большим "недоразумением" стало присутствие на заседании чиновников областного правительства, в частности - вице-губернатора Ленобласти Николая Пасяды. По сообщениям СМИ, бравый функционер сидел в президиуме рядом с председательствующим депутатом Цветковым и "направлял его ежесекундно", открыто демонстрируя "независимость местного самоуправления от госчиновников".

На предложение одного из муниципальных депутатов провести выборы главы в закрытом режиме, то есть выдворить из зала тех, кто не уполномочен голосовать, никакой реакции не последовало. Все остались на своих местах, за исключением двенадцати народных избранников, которые покинули зал заседаний, посчитав проведение собрания в таком формате незаконным. Таким образом, совет лишился более чем трети голосов. Впрочем, отсутствие кворума не помешало дальнейшему избранию главы района. Более того, по сообщениям СМИ, присутствующий административный ресурс, принявшийся руководить собранием, без тени смущения заявил, что "больше половины точно есть, а ушедших будем считать присутствующими, но не голосующими".

Дальнейшие события, как говорится, разворачивались в строгом соответствии с курсом партии и правительства. Оставшиеся депутаты резво и нового главу района выбрали, и устав приняли. Причины этой резвости вполне объяснимы. Так, один из вынужденных голосовать народных избранников, отказавшись от упоминания своей фамилии в прессе, рассказывает, что ему откровенно пригрозили в случае неповиновения ликвидировать бизнес. А на само заседание его заботливо проводили два молодых человека, они же затем внимательно наблюдали за исполнительностью народного избранника. Кроме того, в числе голосовавших оказался и вовсе непонятно кто. Так, согласно официальной публикации в местной газете, Кузьмоловское поселение должны были представлять депутаты-мужчины Сластен и Тоцкий, однако на их месте почему-то восседала дама, своевременно поднимавшая руку. Но поскольку регистрации не было и полномочия депутатов не проверялись, то замена состава была якобы не замечена.

А через несколько дней на официальном сайте правительства Ленобласти даже появилась статься, бравурно повествующая об итогах выборов. Покинувших зал заседания представили скандалистами, нацеленными на доступ к бюджетным средствам. А голосовавших с одобрения своих высокопоставленных "товарищей" - людьми опытными, смелыми и грамотными...

Интерес правительственных чиновников и лично господина Пасяды к богатому всеволожскому району очевиден. Здесь сосредоточены прибыльные производства, развивается строительная отрасль, курирует которую тот же почтенный вице-губернатор. И в случае избрания дружественного главы, послушно действовавшего по указке сверху, контроль за всем этим хозяйством фактически так бы и остался у прежних "кукловодов". В общем, на карту поставлено многое, и, похоже, здесь не до игр в демократию. Но если на многочисленных депутатов первого уровня, которых избирает непосредственно население, повлиять возможностей мало, тем более многих из них выбирали специально, как оппозицию региональной власти, то в районных советах давить на меньшее количество народных избранников существенно легче.

Впрочем, сейчас госчиновникам вряд ли удастся перевести дух и удовлетворенно констатировать - "прокатило". Двенадцать депутатов, посчитав, что действия господина Пасяды имеют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), обратились в прокуратуру. В суд подан иск об отмене результатов минувшего заседания, первые слушания прошли 18 ноября. Также иск о защите чести и достоинства направлен и против бравурной публикации. В общем, противостояние нарастает, и это явно свидетельствует о том, что заставить муниципалов исполнять роль декоративных собачек при дворе региональной власти уже совсем не так просто. Конечно же, пока остается только предполагать, насколько эффективны окажутся органы МСУ на российской почве. Смогут ли они действительно удовлетворять нужды местного населения или же стараниями различных заинтересованных лиц превратятся в очередную кормушку не для тех, так для этих?

Версия Василия Щукина

Александр Осоцкий Жить по стандартам Средневековья?  »
Юридические статьи »
Читайте также