Дана команда ФАС

Правительство поддержало Федеральную Антимонопольную Службу в борьбе с ценовым сговором крупных компаний

На днях российское правительство одобрило проект закона "О защите конкуренции", разработанного в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). По замыслу его авторов, он должен заменить появившийся еще в советские времена, в марте 1991 года, закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". И к тому же существенно лучше, чем сейчас, защитить граждан от произвола монополистов, ставшего настоящим бичом для отечественной экономики. Правда, у проекта есть и серьезные критики, отмечающие ряд недостатков.

"Попотел - и заработал"

"Страной ценовых сговоров" назвал в прошлом году Россию глава ФАС и бывший первый вице-губернатор Петербурга Игорь Артемьев. Действительно, куда ни кинь - всюду клин: цены на жилье и строительные материалы, на бензин и железную руду, на проезд в маршрутках и продукты в "сетевых магазинах" растут настолько согласованно, что это никак нельзя назвать случайным. Но, поскольку участники этих сговоров никаких протоколов не подписывают, доказать в суде соответствующий факт крайне сложно.

Если и удается возбудить и довести до конца "антимонопольное" дело, то наказание для "высоких сговаривающихся сторон" оказывается просто смехотворным. Европейская (да и мировая) практика определения штрафов по "антимонопольным" делам связывает их размер с оборотом компании. Можно получить штраф в размере до 10% от оборота, 200-300 миллионов евро. От таких штрафов можно и обанкротиться. В России же они исчисляются от минимального размера оплаты труда, максимальный штраф - примерно 15-20 тысяч долларов. Столько монополист зарабатывает за день. Или за пять минут, в зависимости от его масштабов...

Проект ФАС (вместе с готовящимися поправками в Кодекс об административных правонарушениях) резко увеличивает штрафы: за "злоупотребление доминирующим положением" компания может быть наказана в размере 2% от оборота, а за картельный сговор - до 4%. Правда, "доминирующее положение" сформулировано весьма хитро.

С одной стороны, таковым признается положение компании, имеющей более чем 50-процентную долю на рынке (в действующем законе о конкуренции эта доля составляет 65%). Но с другой стороны - таковой могут признать и компанию, имеющую меньшую чем 50% долю - если это установит сам антимонопольный орган, исходя из достаточно туманно сформулированных критериев. После чего подвергнуть наказанию...

По словам премьера Михаила Фрадкова, новый закон нужен для защиты "честного, социально ориентированного бизнеса", поскольку надо обеспечить "приоритет честной конкуренции по принципу: попотел - и заработал".

В том, что закон, ограничивающий монополии, могут встретить в штыки, сомневаться не приходится. Но с другой стороны, и критики закона правы, когда говорят о сомнительном предложении ФАС без суда заявлять о наличии ценового сговора. Для этого будет достаточно экономического анализа: ФАС сможет, не особо вдаваясь в подробности, штрафовать за "согласованные действия" компании, в совокупности контролирующие более 35% рынка и повысившие цены одновременно. С этим не согласны даже юристы Государственно-правового управления президента. Что касается предпринимателей, то они настроены еще более скептически: любое повышение цен можно объявить сговором, а затем оштрафовать на такую сумму, что компанию придется закрыть.

И еще один момент, который уже вызвал большие споры: в проекте сказано, что любая естественная монополия по определению занимает доминирующее положение на рынке и может стать предметом внимания ФАС. Руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков этот принцип категорически отвергает и заявляет, что он создает "реальную опасность дестабилизации системы регулирования тарифов".

Впрочем, хотелось бы думать, что здесь удастся найти компромисс - иначе вместо защиты от монополизма мы можем получить лишь новый "карающий меч" в лице антимонопольной службы...

Барьеры для казнокрадов

Еще одно предложение, содержащееся в проекте закона, наделяет ФАС правом контролировать действия должностных лиц при государственной поддержке предприятий. В том случае, если помощь предоставляется без конкурса иди она не учтена заранее в законе о бюджете, оказывать ее можно только с разрешения антимонопольного органа.

При этом предоставление помощи, во-первых, не должно вести "к устранению или недопущению конкуренции", а во-вторых, помощь должна оказываться только на перечисленные в проекте цели. Скажем, на преодоление последствий военных действий, на обеспечение жизнедеятельности северных и приравненных к ним территорий, на проведение фундаментальных научных исследований, на защиту окружающей среды, на развитие культуры и так далее.

Все это имеет целью не допустить весьма распространенного нынче протекционизма, когда чиновники свободно выделяют бюджетные деньги или гарантии под кредиты "приближенным" коммерческим структурам. Естественно, не утруждая себя такими мелкими формальностями, как конкурсы. Конечно, и такие формальности они давно научились обходить, проводя конкурсы с заранее известным результатом. Но в проекте нового закона о защите конкуренции и этому уделено место: выставлены барьеры при организации торгов, препятствующие откровенному сговору...

Что же, посмотрим, в каком виде закон будет внесен в Госдуму и в каком виде принят. И сможет ли он реально защитить граждан от сговора монополий, ведущего к росту цен.

Борис Вишневский

За картели будут карать Крупная нефтяная компания заплатит за сговор $70-80 млн  »
Юридические статьи »
Читайте также