Пятилетний школьный марафон

Правительством города утверждена новая "Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы". Как будет жить наша школа ближайшие пять лет?

Грандиозные замыслы

По словам председателя комитета по образованию Ольги Ивановой, за пятилетку мы обязаны добиться впечатляющих результатов. Основных задач - восемь. Все они хорошо известны и не раз декларировались с высоких трибун. Руководители отрасли стремятся обеспечить качество знаний, модернизировать экономические отношения, совершенствовать систему управления, профессиональную подготовку и т. д. Кроме того, образование в Петербурге должно соответствовать современным требованиям динамично развивающегося мегаполиса, не стоять на месте и постоянно обновляться с учетом требований города, запросов личности.

Как этого добиться? Авторы концепции полагают, что изменения к лучшему не заставят себя долго ждать, если проводить "мониторинг состояния системы образования", эффективно использовать внутренние ресурсы, интеллектуальный потенциал. Ставка делается и на расширение экспериментальной базы, информационный обмен, контакты с наукой и культурой, дружбу с зарубежными партнерами.

Чтобы идти в ногу со временем, в школах собираются внедрить компьютерные и мультимедийные технологии нового поколения, сохранить педагогические кадры, развивать "социальное творчество", расширить масштабы государственной поддержки и т. д. Планируется также провести экспертизу учебных программ, создать дистанционную систему обучения для детей-инвалидов, поднять уровень профильной школы, сформировать кадровый резерв. Еще одна цель - преодолеть "замкнутый характер политики образования", найти общий язык с рынком труда, другими социальными институтами.

Реализовывать эти грандиозные замыслы будут за счет городской казны и внебюджетных источников - предпринимательской деятельности и т. д. Деньги, по всей видимости, есть, ведь комитету по образованию только на этот год выделено свыше 21 миллиарда рублей - больше, чем любому другому подразделению администрации.

Большинство "за"

Сразу скажу, что концепцию в целом поддержало большинство специалистов. Да и прежде чем "вынести" на правительство, ее еще с августа прошлого года "обкатывали" на разных уровнях. Особых возражений, критики не последовало.

И на заседании правительства в основном все были "за". Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Геннадий Бордовский заявил, что его вуз "готов стать научным координирующим центром" столь масштабного проекта. Правда, через запятую ректор педагогического университета подчеркнул: сегодня выпускники РГПУ сотнями трудоустраиваются в самые разные организации, а рядовая школа, куда они должны идти в первую очередь, остается без квалифицированного учителя. Так что кто будет воплощать все эти амбициозные замыслы - неясно. "Учитель - самая тяжелая работа в городе", - не скрывал ректор.

Но с вузами все более или менее понятно. А вот как вписывается обычная районка в масштабную доктрину? Оказалось, и тут все в порядке. На трибуну поднялся директор школы N 138 Калининского района Александр Сафонов. Здесь уже сделано многое, к чему призывают авторы концепции. Развернуто профильное обучение, налажено социальное партнерство, коллектив по собственному усмотрению распоряжается средствами. Но главное, в школе прекрасная зарплата. Максимальная - 17, средняя - 11 и минимальная - 5 тысяч рублей в месяц. Ларчик открывается просто. Учебное заведение активно оказывает платные услуги, доходы внебюджета около 2 миллионов рублей. Эти цифры очень порадовали губернатора. Она затем вернулась к ним, подчеркнув, что все же есть школы, где зарплаты выше, чем в промышленности. То, что "для правительства" подобрали пример явно не типичный, что в Петербурге немного найдется десятилеток, где зарплата 17 тысяч рублей, как-то ушло на второй план.

- У директоров связаны руки, мы задавлены лавиной бумаг, - откровенно признался А. Сафонов. - Новые правила поставят в тупик специалистов, не занимающихся непосредственно педагогической деятельностью, есть опасения, что уйдут медсестры, психологи. Я не завидую руководителям, которые перейдут на новый тип экономических отношений.

Беспокоит директора и здоровье подростков. В школе N 138 80 детей группы риска стоят на учете у психиатра, еще 40 попали в разряд "трудных". Поддержала коллегу глава роно Кировского района Жанна Воробьева. В районе учатся 28 913 детей. Из них здоровы только 25 процентов. А воспитание? Каждый третий ребенок предоставлен сам себе. Да и материально люди живут небогато. 30 процентов семей в районе попадают в разряд малообеспеченных.

Школа равных возможностей?

Итог - концепция правительством принята. Хотя в изложении Ольги Ивановой выглядит она очень общо: нет, например, ни одной цифры! Не случайно губернатор попросила убрать общие слова, все эти "углубить", "начать", набившие оскомину формулировки и добавить побольше "конкретики". Не забыть о жилье (как подтвердила Валентина Матвиенко, будет принята отдельная программа обеспечения жильем бюджетников, куда попадут и учителя), позаботиться и об оснащении кабинетов физики, химии, ремонте зданий, развитии учебных заведений в районах интенсивного строительства. На составление необходимой документации правительством отведено два месяца.

Но даже не в материальной базе дело. Не заложено механизмов, гарантирующих выполнение этих замыслов! По крайней мере о них ничего не говорилось. А ведь школьная реформа проводилась в Санкт-Петербурге уже не раз. Пять лет назад, например, была принята воодушевляющая программа "Петербургская школа-2000". В глазах рябило от многообещающих названий: "Образование - для каждого", "Школа равных возможностей", "Здоровое питание", "Город глазами детей", "Одаренный ребенок"... И еще с десяток столь же громких проектов. Принимали ее на ура, под аплодисменты в концертном зале "Карнавал". Не правда ли, прежние прожекты явно перекликаются и с целями нынешней концепции? Увы, прошло время, и оказалось, что все это красивые слова, не более.

Новую пятилетнюю концепцию, теперь уже до 2010 года, тоже писали с благими намерениями. Но не отделаться от мысли, что будущее нашей школы туманно. Как, скажем, сочетаются обнадеживающие речи с планирующимся переходом на частичную оплату образования? Федеральные чиновники хотят урезать школьный план на 25 процентов и заставить родителей оплачивать то, что раньше было общедоступно. Что будет, если у нас не хватит денег на их образование? Ни на этот, ни на другие вопросы ответов пока нет. Не хотелось бы их задавать снова через пять лет.

Елена Данилевич

Школа завтрашнего дня  »
Юридические статьи »
Читайте также