Наше туманное завтра

Оно будет таким до тех пор, пока государство кардинально не изменит свое отношение к проблемам образования

"Санкт-Петербургские ведомости" не раз писали о последствиях принятия так называемого закона о монетизации льгот, который привел не только к замене социальных льгот денежными компенсациями, но и к радикальному пересмотру закона "Об образовании". Фактически - к отказу от государственных гарантий приоритетности образования. Что же ждет российское образование в нынешнем году, после того как в декабре правительство рассмотрело вопрос о новых приоритетах в этой сфере?

К сожалению, суть новой линии оказалась старой: экономить на образовании. Увы, это неизбежное следствие выбранного сегодняшней властью курса на укрепление бюрократического режима и последовательный отказ от принципов социального государства.

Трудно понять, как совмещается такая политика с заявлениями руководителей государства об участии России в строительстве "четырех общеевропейских пространств", одно из которых - это общеевропейское пространство высшего образования и научных исследований. Ведь в рамках построения "Европы знаний" предполагается, что ответственность государства за создание условий для развития образования, для обеспечения его доступности будет возрастать.

В современном мире именно образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность в обществе. И сегодня во всех развитых странах образование рассматривается как важнейшая сфера ответственности государства.

Но в нашем правительстве, похоже, другие установки. Стоило президенту, выступая с посланием к Федеральному собранию, заявить, что в стране слишком много студентов и, мол, "кому это надо", тут же с новой энергией занялись проектами о призыве студентов в армию. Теперь начинают приучать общество к мысли, что школа не может быть бесплатной.

При этом Министерство образования и науки понимает, что в нашей системе образования сложилось критическое положение, и признает необходимость энергичных и неординарных мер, при помощи которых можно было бы преодолеть кризис. Однако правительство фактически отказывается от разработки и принятия таких мер.

Что сегодня предлагает правительство? Названы приоритетные направления: развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества и доступности образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и др.

Никто не спорит - эти направления актуальны. Но проблема состоит в том, что все это невозможно реализовать без кардинальных изменений государственной политики.

Почему? Потому, что невозможно говорить о "повышении качества профессионального образования", не увеличивая в разы расходы на приобретение учебного оборудования. Невозможно рассчитывать на "обеспечение доступности качественного общего образования", одновременно отказываясь от федеральных нормативов финансирования школы и федеральных гарантий оплаты труда учителя. Невозможно говорить об "инвестиционной привлекательности сферы образования", одновременно уничтожая соответствующие налоговые льготы в этой сфере. А именно такова сегодня политика федеральных властей.

Еще раз хочу подчеркнуть: правительственные документы содержат ряд разумных предложений, в том числе и те, за которые я выступал, будучи председателем профильного комитета Государственной Думы предыдущего созыва, например, расширение участия общественных институтов в управлении образованием, переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию, некоторые другие идеи.

Но при этом правительственные документы не дают ответов на ключевые, волнующие людей вопросы! Когда преподаватель станет получать достойную зарплату? Когда прекратятся разговоры об отмене студенческих отсрочек от воинского призыва? Когда будут реализованы системные меры против коррупции в высшей школе? Когда педагогическое образование станет отвечать потребностям времени? Когда система бюджетного финансирования образовательных организаций станет прозрачной?

Наконец, какие дополнительные государственные ресурсы будут вложены в развитие образования?

Без ответов на эти вопросы очередные правительственные планы ожидает незавидная судьба ранее принятых образовательных доктрин и концепций модернизации. Система образования будет продолжать деградировать, а рассуждения о развитии образования останутся лишь словами.

Между тем способы решения этих вопросов предлагались неоднократно, в том числе мной и моими коллегами из партии "Яблоко".

Почему же власть упорно не желает решать эти проблемы? Ведь мы и так серьезно отстаем от развитых стран.

Согласно последнему докладу ООН "О развитии человека", по уровню ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3 - 3,5 раза. А по уровню финансирования образования, прежде всего среднего, отставание гораздо больше - в 6 - 8 раз! Прямое следствие этого - серьезные проблемы в уровне подготовки наших школьников. Недавно опубликованные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA-2003) показывают, что наши старшеклассники оказываются в среднем на 30-м месте из 40 стран - участниц программы. Причем со времени предыдущего исследования 2000 года результаты ухудшились! Это сигнал тревоги, который власть не слышит.

На словах все, начиная с президента, говорят о важности образования и науки.

Но дела говорят о том, что власть имеет другие приоритеты. Это наглядно проявляется в том, на что тратятся деньги налогоплательщиков.

Давайте сравним расходы бюджета на различные нужды. Сразу становится ясно, что для власти является действительным, а что - только декларируемым приоритетом.

Посмотрите: за 2002 - 2004 годы доля расходов федерального бюджета на образование возросла на 0,2%, достигнув 4,3 процента. Зато расходы на национальную оборону росли в 4 раза быстрее, достигнув 15,41 процента, а расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности - в 13 раз быстрее - с 8,94 до 11,51 процента. А каждый процент в абсолютных цифрах - это примерно 30 миллиардов рублей...

Возьмем расходы на науку: после осенних корректировок бюджета 2004 года на всю российскую фундаментальную науку выделяется 46 миллиардов рублей, а, для сравнения, только на одно подразделение силового блока ФСБ - 53 миллиарда рублей. Что касается прикладных исследований, то цифры говорят сами за себя. В бюджете 2005 года на прикладные научные исследования в области образования выделяется 1,8 млрд рублей, а в области обороны - 79,2 млрд рублей. А если говорить о бюджете-2005 в целом, то третья часть его расходов пойдет на силовой блок...

Важность вопросов безопасности не вызывает сомнений. Но привел ли рост затрат на "силовиков" к увеличению нашей безопасности? Если "силовики" получают все больше денег налогоплательщиков, по-прежнему оставаясь закрытыми для общественного контроля и влияния, стоит ли удивляться, что никаких системных изменений к лучшему в их работе не происходит?

Рост расходов на создание пресловутой "вертикали" еще более заметен, чем рост расходов на "силовиков". За тот же период расходы на содержание президента и его администрации выросли с 2,6 миллиарда рублей до 6,7 миллиарда рублей - более чем в два с половиной раза!

Пришла пора осознать: продолжение такой политики ведет страну к безнадежному отставанию в мировой конкурентной борьбе.

Альтернатива есть, и она проста: не укрепление силовых структур и строительство "вертикали", а образование должно стать национальным приоритетом. Нужна национальная программа развития образования, программа действий, обеспеченная ресурсной, законодательной и политической поддержкой.

Для того чтобы вывести наше образование из кризиса, нужна поддержка и государства, и общества.

А чтобы такая программа была воспринята и поддержана обществом, система образования должна стать открытой для общества. Студентам, учащимся и их родителям, рядовым преподавателям нужно дать "право голоса" в своих образовательных учреждениях. Необходимо обеспечить прозрачность академической и финансово-хозяйственной деятельности школы, техникума, вуза, полную открытость данных по договорам, по аренде и т. п. Необходимо обеспечить публичность данных о приеме первоклассников в школу, о поступлении выпускников школы в вузы, о трудоустройстве выпускников вузов, перевод вузовских экзаменов (и не только вступительных) на письменную форму с гарантированной возможностью апелляций и независимого контроля, формирование органов контроля качества образования с участием представителей общества. Общество должно увидеть реальную картину в образовании и убедиться на деле, что оно может влиять на состояние дел в этой сфере.

Но в основе программы действий должны быть радикальные изменения в отношении государства к сфере образования.

Есть три направления таких изменений: необходимо, во-первых, увеличить объем бюджетных ресурсов; во-вторых, создать эффективную систему налоговых льгот; в-третьих, сформировать условия, стимулирующие участие общества в управлении образованием и привлечение ресурсов граждан. Лишь на такой основе структурные реформы внутри самой системы образования, давно назревшие и давно обсуждаемые в профессиональном сообществе, смогут быть осуществлены и принесут эффект. Лишь на такой основе конституционные права граждан на образование могут быть реализованы. Лишь на такой основе возможно создание в России конкурентоспособной экономики знаний, экономики постиндустриального общества XXI века.

Если власть не понимает или не хочет понимать необходимость изменения своей образовательной политики, общество должно заставить ее это понять. Если, конечно, нам небезразлично, что будет с нашей страной завтра.

Александр Шишлов, директор образовательных программ Санкт-Петербургского центра "Стратегия"

Город старается поддержать студентов  »
Юридические статьи »
Читайте также