Город повернулся лицом к бизнесу Считает председатель комитета экономического развития Владимир Бланк

С момента начала рыночных реформ в Петербурге не утихали дискуссии о том, какой быть экономике города. Было время, говорили о превращении Северной столицы в финансовый и культурный центр и практически полной ликвидации его промышленности. С 2004 года в городе на Неве четко наметилась очередная смена курса. Новое правительство поставило во главу угла развитие крупной промышленности. В Северо-Западном представительстве "Российской газеты" состоялся разговор о перспективах "новой экономической политики" с председателем комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации Владимиром Бланком.

- Владимир Викторович, недавно завершилась выставка "Инвестиции в Санкт-Петербурге". Там много говорилось об инвестиционном потенциале города. Насколько он имеет экономические корни?

- Давайте скажем честно: инвестиционный бум в городе обусловлен пока в большей степени факторами политическими. Это своего рода аванс. Инвесторы поверили, что правительство Петербурга повернулось к ним лицом. Стало более открытым, начало заботиться о создании в городе более благоприятных условий для работы предпринимателей.

Обратили внимание, куда ездит с деловыми визитами губернатор? В те регионы в России и за рубежом, куда можно было бы поставлять продукцию петербургских предприятий или откуда имеется шанс привлечь инвестиции. Проблемами экономического развития активно занимаются практически все "топ-менеджеры" городского правительства. И это начинает давать результаты.

Часть выданного нам аванса доверия мы уже оправдали. За последние полгода принят пакет законов, направленных на создание благоприятного климата для инвестиций. Я имею в виду закон о налоговых льготах, блок нормативных документов, касающихся земельных отношений, 15 целевых программ развития инфраструктуры, принятое во вторник постановление о развитии промзон, тарифную политику. Наконец программы подготовки кадров. Возможность обучать высококвалифицированных специалистов, на мой взгляд, главное преимущество Петербурга перед соседними территориями.

- Давайте поподробнее разберем политику городских властей во всех перечисленных вами сферах.

- Поскольку я выделил кадровую политику, с нее и начнем.

Сегодня ситуация выглядит так: три четверти молодых людей желают получить высшее образование, а три четверти свободных рабочих мест приходятся на рабочие профессии. Кроме того, сегодня обучение одного человека в профтехучилище обходится городу ь 790 долларов в год. При том что на подготовку одного студента в Горном институте государство тратит 900 долларов. Ясно, что средства в системе начального профессионального образования расходуются неэффективно. Так же, как и имеющиеся площади. По нашим подсчетам, в существующих ПТУ можно было бы готовить до 100 тысяч человек, а учатся там только 55.

На недавнем заседании правительства утверждена программа реформирования системы начального профессионального образования в Петербурге. Мы выделили восемь основных экономических блоков (кластеров), на которых, по нашему мнению, базируется и будет базироваться городская экономика: судостроение, энергетическое машиностроение, оборонная промышленность, пищевая промышленность, строительство, транспорт, торговля и сфера услуг, жилищное хозяйство. Плюс так называемые сквозные профессии (водитель нужен везде, и особой отраслевой специфики тут нет). И мы начнем по всем этим направлениям создавать комплексы учебных заведений разного уровня, которые должны готовить специалистов именно для данной отрасли.

В итоге, как мы рассчитываем, система начального профессионального образования города будет готовить около 40 тысяч специалистов. Еще столько же человек станут на базе профучилищ проходить переподготовку.

- Известно, что промышленники выступают резко против программы перебазирования предприятий из центра на окраины. А наш читатель Иван Скиба отмечает, что людям пенсионного и предпенсионного возраста, составляющим костяк промышленного персонала, ездить из центра города в Шушары или на Ржевку будет дорого и трудно.

- Для начала: мы никого никуда переселять не собираемся. Есть буквально не более десятка предприятий, существование которых в центре города представляет потенциальную опасность и вопрос о выводе которых надо решать обязательно. Остальные - по желанию собственников.

Но... давайте считать. Земля в центре города объективно дорогая. Причем если год назад максимальная стоимость гектара составляла 3 миллиона долларов, то сейчас поднялась до 12. То есть просто имея территорию, предприятия потенциально обладают значительным капиталом. Однако не используют его. Дальше: последние 10-15 лет мало кто вкладывал деньги в техническое перевооружение. Стало быть, сейчас им нужно обновлять свою технику и технологию. Это надо делать независимо от того, останется завод на старом месте или переедет. И вот перед владельцами встает дилемма. Либо они платят значительные деньги за право располагаться на старой территории и пытаются вписать новое оборудование в старые корпуса, страдая при этом от недостатка мощностей по электро- и водоснабжению (в центре резервов практически нет). Либо строят новый завод в промзоне на окраине, где гектар земли будет стоить 250-500 тысяч долларов, куда город и коммунальные предприятия подтянут все необходимые сети и где можно рациональноразместить производства в соответствии с новыми технологиями и не быть ограниченными рамками старого завода. А прежнюю территорию можно либо продать, либо перепрофилировать, заработав таким образом средства на переезд.

- Часть тарифной политики -это постановление о плате за подключение новых объектов к инженерным сетям. Это порождает у предпринимателей вопрос: почему они должны платить за то, что монополисты десятки лет проедали средства, которые должны были тратить на развитие?

- А что, есть другое предложение? Да, согласен, амортизационная составляющая тарифов 15 лет в развитие не вкладывалась. В итоге, к примеру, чтобы подать дополнительное электричество на Крестовский остров, нужно тянуть кабель с Петроградской стороны из района телебашни. Это большие деньги.

Мы предпочли подойти к вопросу не с точки зрения справедливости, а с рациональных позиций. Предприниматели и так платили за подключение. Только процесс этот никак не регулировался. Постановление позволяет хотя бы, приступая к строительству, знать, сколько нужно вложить в обеспечение необходимой инфраструктуры. А в дальнейшем, я думаю, мы выйдем на такую схему, когда объекты инфраструктуры, построенные за деньги инвесторов, будут им же и принадлежать. А коммунальные предприятия начнут брать эти объекты в аренду.

- Главное, насколько все мероприятия правительства отразятся на уровне жизни горожан? По мнению читательницы Валентины Семиной, перевод зарплат из "черных схем" в легальные невыгоден работникам. Когда с них начинают удерживать подоходный налог, на руки они получают не больше, а меньше.

- Сейчас по нашим расчетам, в теневом секторе тратится 40-50 процентов денег. И прогнозируя двукратный рост валового регионального продукта, мы исходим и из того, что значительную часть теневого оборота удастся вывести на свет.

Что можно ответить вашей читательнице? Высокого качества жизни не добиться, если за все платить вперед, как до сих пор делаем мы. Эксперты подсчитали: чтобы удовлетворить все свои текущие потребности из годового дохода, в России нужно зарабатывать 20-25 тысяч долларов в месяц! Тогда он и машину сможет приобрести, и жилищные условия улучшить и так далее. Покупку предметов роскоши в этот расчет не включали.

Понятно, что такой средней зарплаты быть не может. Выход тот же, что и во всем мире, - кредит. Но его можно получить, только имея легальную зарплату. Мы прикинули: если средняя начисленная зарплата в городе около 8 тысяч рублей, то средний уровень расходов -около 13 тысяч. Видимо, остальное все еще остается в тени.

- И все же, как правительство города может повлиять на уровень оплаты труда в частном секторе?

- С октября мы ввели в горзаказ норму - право на получение городских подрядов имеет только тот предприниматель, который платит своим работникам зарплату не ниже уровня прожиточного минимума. Надеемся, что нам удастся выработать правильную конструкцию закона о минимальном уровне оплаты труда в Петербурге. Это все, что может сделать местная власть. Остальное - вопросы федерального уровня.

- Резюмируя все вышеперечисленное, мы можем сказать: правительство Петербурга делает ставку на крупный промышленный бизнес?

- Да. Это не значит, что мы игнорируем малый и средний бизнес. Но вагоны метро, к примеру, экономически выгодно делать для всей страны, а то и для нескольких стран. И именно крупная промышленность составляет до сих пор костяк петербургской экономики.

Подпись: Подготовил Юрий ЗВЯГИН

Пускай приплатят те, для кого готовят кадры  »
Юридические статьи »
Читайте также