Реформа местного самоуправления: завершение важнейшего этапа

На вопросы по реформированию структуры местного самоуправления в Ленинградской области отвечает первый вице-губернатор Владимир Кириллов.

- Владимир Владимирович, готова ли Ленинградская область к жизни в новых условиях системы местного самоуправления?

- В Ленинградской области завершается важнейший этап реформирования структуры местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом N131 . Несмотря на то что Государственная дума приняла поправки к этому закону, позволяющие отсрочить начало реформы еще на два года , Правительство и Законодательное собрание Ленинградской области сочли возможным основной этап реформы провести в 2005 году и начать с 1 января 2006 года исполнение закона в полном объеме.

Подготовка к многоплановой реорганизации действующей системы местного самоуправления в области, многоэтапное обучение кадров, на практике реализующих требования федерального и областного законодательства, широкая и разнообразная просветительская работа среди населения позволили создать целостную систему управления, базирующуюся на новых принципах функционирования, перераспределения полномочий между государственными структурами и органами местного самоуправления, позволили сформировать структуру органов муниципальной власти в 17 муниципальных районах, городском округе и 200 поселениях.

По состоянию на 28 декабря 2005 года уже зарегистрировано 216 уставов муниципальных образований и в 198 приняты бюджеты. Многие органы местного самоуправления муниципальных образований обрели статус юридического лица, и эта работа не прерывается ни на один день. Приняты решения советов депутатов о введении местных налогов в 221 муниципальном образовании. Этими действиями заложена экономическая и организационная основа существования местного самоуправления.

- Каким образом будут решаться вопросы местного значения в муниципальных образованиях, где не сформированы, по каким- либо причинам, исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления?

- В целом в Ленинградской области уже завершилось формирование органов местного самоуправления поселений и районов. Избраны главы муниципальных образований, приняты на работу на контрактной основе главы администраций. Таким образом, с 1 января 2006 года новая система заработала в полном объеме, за малым исключением. Только 4 муниципальных образования со статусом поселения не были готовы начать с нового года самостоятельно решать вопросы местного значения - это Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района, Большеижорское и Лебяженское городские поселения Ломоносовского муниципального района и Новодевяткинское сельское поселение Всеволожского муниципального района. В последнем из перечисленных поселений не только не проведены конкурсы на замещение должности главы местной администрации, не принят устав поселения, не установлены местные налоги, но и не избран глава муниципального образования. Видимо, депутаты забыли об ответственности и обещаниях, данных своим избирателям в период выборной кампании.

Неспособность депутатского корпуса этих поселений достичь компромисса при выборе кандидатуры на должность главы соответствующей администрации, сформировать правомочные органы может привести к нарушению прав граждан. Правительство Ленинградской области внесло на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект закона "О порядке решения вопросов местного значения в отдельных поселениях органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов в переходный период".

Областные законодатели, обеспокоенные судьбой своих избирателей, оперативно приняли предложенный законопроект сразу в трех чтениях.

Это значит, что до 1 января 2007 года все вопросы местного значения, указанные в части 1 ст. 14. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Новодевяткинского сельского поселения решают органы местного самоуправления Всеволожского муниципального района, Лебяженского городского поселения и Большеижорского городского поселения - решают органы местного самоуправления Ломоносовского муниципального района, Подборовского сельского поселения - решают органы местного самоуправления Бокситогорского муниципального района. Все доходы и расходы этих поселений являются частями бюджетов муниципальных районов, в состав которых входят эти поселения.

Депутаты этих поселений в течение 2006 года должны будут все же избрать и назначить должностных лиц местного самоуправления, принять необходимые нормативно правовые акты, чтобы с 2007 года органы местного самоуправления смогли приступить к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения. Либо возможна инициатива роспуска советов депутатов указанных поселений.

- Какие первоочередные задачи новые органы местного самоуправления решают, начиная с 1 января 2006 года?

- Формулировка вопроса свидетельствует о достаточно глубоком понимании проблем, которые органы государственной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления должны решать на различных этапах той реформы, о которой мы говорим. Сейчас самое время постараться разъяснить нашим читателям, чем именно предстоит заниматься вновь созданным органам в первые дни и чем, собственно, они смогут доказать жителям Ленинградской области свою необходимость.

С первого же дня нового 2006-го года должностные лица местного самоуправления вплотную должны заняться решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующих территорий. Учитывая время года, в которое реформа вступает в свою основную стадию, перед главами администраций городских и сельских поселений с особой остротой стоит вопрос об организации бесперебойного обеспечения жителей теплом, водой, электричеством, газом. Как известно, такие праздники, как Рождество и Новый год, неизменно сопровождаются ростом объемов пассажирских перевозок, и органы местного самоуправления муниципальных районов и поселений обязаны заботиться о том, чтобы возросшие потребности граждан в транспортных услугах своевременно и максимально полно удовлетворялись. Кроме этого, местным руководителям следует особое внимание уделить обеспечению общественного порядка в период праздников, особенно в местах массовых гуляний. Думается, что благополучная санитарная обстановка должна быть предметом пристального внимания местной власти в период праздников и после них - должны быть четко организованы своевременная уборка и вывоз мусора и бытовых отходов. В целях предотвращения роста травматизма главы администраций муниципальных образований должны принимать меры к тому, чтобы соответствующие коммунальные службы вовремя убирали выпавший снег и внимательно следили за состоянием дорог и тротуаров. Медицинские учреждения должны быть готовы к оказанию помощи пострадавшим и больным. Вот таким образом, если говорить в общих чертах, представляется тот комплекс задач, на решение которых нужно в первую очередь тратить усилия новым органам местного самоуправления, начиная с 1 января 2006 года. Полагаю, что оценку за первый экзамен на самостоятельность новых органов местного самоуправления нужно будет ставить исходя из того, как будут решаться перечисленные задачи. Исходя из объективной реальности и возможности решения обозначенных задач, предполагаем, что ряд глав администраций поселений заключит соглашения с главами администраций муниципальных районов по решению отдельных вопросов местного значения с учетом рекомендаций отраслевых комитетов Правительства Ленинградской области.

- Готовы ли избранные и назначенные руководители к исполнению своих обязанностей?

- Обсуждая готовность избранных глав муниципальных образований к работе, следует сказать, что половина из них - 112 человек - ранее избиралась в состав депутатского корпуса или занимали муниципальные должности муниципальной службы, 114 человек имеют высшее образование.

Среди глав администраций городских и сельских поселений, а таких 200 человек, ранее работали главами администраций волостей 127 человек, находились на других должностях муниципальной службы 24 человека, то есть большинство руководителей люди в этом деле не новые.

180 глав имеют высшее образование, 38 человек закончили или учатся в Северо - Западной академии государственной службы.

7 ноября 2005 года под председательством Губернатора Ленинградской области В. П. Сердюкова проведено совещание глав муниципальных образований городских и сельских поселений Ленинградской области. По актуальным вопросам реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 перед ними выступили вице-губернатор Ленинградской области А. И. Яковлев, вице-губернатор Ленинградской области А. И. Дрозденко, вице-губернатор Ленинградской области по строительству, дорожному хозяйству, энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Н. И. Пасяда и председатель Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области Ю.Г. Марасаев 16 декабря аналогичное совещание проведено с главами администраций всех муниципальных образований Ленинградской области. На указанных совещаниях были обсуждены первоочередные задачи переходного периода, преемственность управления.

15 декабря в муниципальном образовании "Тосненский район" проведен семинар заместителей глав администраций и руководителей структурных подразделений администраций муниципальных образований области, отвечающих за взаимодействие с органами местного самоуправления. На нем рассмотрены актуальные вопросы по регистрации уставов, принятию бюджетов, проведена регистрация в инспекции Госналогслужбы органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.

Несмотря на достаточно высокий уровень подготовки руководителей на местах, мы тем не менее считаем необходимым именно сейчас на первом этапе дать им необходимые знания по практической реализации нового закона о местном самоуправлении. С этой целью разработаны и утверждены учебно- тематические планы проведения "круглых столов" для глав муниципальных районов, глав администраций муниципальных районов, учебно-тематические планы обучения глав муниципальных образований, глав администраций городских и сельских поселений Ленинградской области по теме "Организация местного самоуправления" дифференцированно для каждой категории участников.

В соответствии с учебно-тематическим планом обучения глав муниципальных образований городских и сельских поселений Ленинградской области проведено три зональных семинара:

14 ноября - для глав муниципальных образований городских и сельских поселений Всеволожского и Кировского муниципальных районов;

24 ноября - для глав муниципальных образований городских и сельских поселений Бокситогорского, Лодейнопольского и Подпорожского муниципальных районов;

8 декабря - для глав муниципальных образований городских и сельских поселений Гатчинского и Лужского муниципальных районов.

В семинарах приняли участие более 90 человек. Данная работа будет продолжена.

- Как Правительство Ленинградской области будет принимать участие в дальнейшей работе по оказанию помощи вновь сформированным органам местного самоуправления?

- В первом квартале 2006 г. Правительством Ленинградской области будет проведен анализ результатов организационных мероприятий по формированию органов местного самоуправления и создания в каждом муниципальном образовании необходимой нормативно-правовой базы их деятельности. Данные результаты планируем обсудить на совещании с главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований с участием Губернатора Ленинградской области и вынести на заседание Правительства Ленинградской области.

По итогам первого квартала необходимо провести анализ заключенных соглашений в муниципальных образованиях между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов по решению вопросов местного значения и, соответственно, передаче финансовых ресурсов. А также выявить положительные и отрицательные стороны взаимодействия муниципальных образований первого и второго уровня и подготовить соответствующие рекомендации органам местного самоуправления.

Наряду с исполнением всех полномочий, предписанных федеральным законом муниципальным образованиям всех уровней, принимаемыми областными законами муниципальные районы и городской округ наделяются отдельными государственными полномочиями. В течение года будет проводиться мониторинг их исполнения на местах, оказываться содействие по доведению этой работы до необходимого уровня. С этой целью планируется проведение организационных семинаров и совещаний с участием должностных лиц подразделений Правительства и органов местного самоуправления. Ежеквартально подробная информация будет представляться Губернатору Ленинградской области.

В соответствии с требованиями законодательства, необходимо проведение съезда муниципальных образований субъекта Российской Федерации с целью создания Совета муниципальных образований Ленинградской области. В связи с этим Правительством Ленинградской области намечены мероприятия по проведению этой работы и, возможно, в марте первый организационный съезд будет проведен.

Леонид Смоленский Пресс-центр Правительства Ленинградской области

О проезде по социальным билетам в наступившем году  »
Юридические статьи »
Читайте также