Pro гимназии Детский сад Петербурга прорубает окно в Европу

Далеко не все петербуржцы знают, что в нашем городе уже не один год действуют детские образовательные учреждения, совмещающие в своих стенах сразу несколько "традиционных". Это так называемые прогимназии. В Петербурге в настоящий момент их количество не дотягивает и до десяти. А ведь в Европе такие детские учреждения - норма.

Начало жизни прогимназий в нашей стране положило постановление правительства N 1204 от 19 сентября 1997 года "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста". Главное отличие прогимназий - дети находятся там с трех лет и до десяти. Таким образом, данное образовательное учреждение включает в себя детский сад, плавно переходящий в начальную школу. По утверждениям специалистов, с точки зрения педагогики и детской психологии такой вид образовательного учреждения комфортен для детской нервной системы. Ведь дальнейшее благополучие ребенка зависит прежде всего от атмосферы, в которой он пребывает в самом нежном возрасте.

Подобная форма образовательного учреждения оказалась востребована самой жизнью. Родители очень заинтересованы в пребывании детей именно в прогимназиях. Это удобно - ребенок под постоянным присмотром находится там с семи утра и до семи вечера. В первой половине дня учится, а после обеда занимается в кружках. После окончания прогимназии ребенок, как правило, поступает в гимназию.

Однако те, кто взялся за претворение идеи правительства в жизнь, столкнулись с целым рядом проблем. Говорят, что нормативы штатного расписания учреждений для детей дошкольного возраста и общеобразовательных школ (а значит, и та часть, что касается начальных классов) писались еще, что называется, "при царе Горохе"! Естественно, что предусмотреть создание прогимназий тогда никто не мог. Черномырдинское правительство издало постановление еще в 1997 году, а вот озадачиться его реальным "наполнением" никто не удосужился и по сей день! В результате ситуация выглядит следующим образом. Штатное расписание рассматривается по отдельности: на детский сад и на начальную школу. И получается достаточно странная ситуация. Скажем, на три группы детского сада медсестра не положена. А как может детский сад существовать без медицинской сестры?! Если мы говорим о здоровье детей дошкольного возраста, то медицинский персонал в обязательном порядке должен быть. И упоминавшееся постановление правительства вроде как предписывает: "Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным медицинским персоналом". Очевидно, следовало бы сделать некоторую поправку на то, что в прогимназиях не просто определенное, не достающее до норматива количество детских групп, но и начальные классы, учащиеся которых также нуждаются хоть в минимальном медицинском наблюдении. И коль скоро существующие прогимназии прошли в установленном порядке аттестацию и аккредитацию в государственных структурах, то проблемой штатного расписания могли бы озадачиться исполнительная и законодательная ветви власти.

Еще проблема - зарплата работников государственных ДОУ. Недавно повысилась тарифная сетка, однако была уменьшена "губернаторская" надбавка. В итоге заработная плата сотрудников стала меньше. Кстати, никакого дополнительного финансирования под уникальные, прокладывающие новый путь образовательные учреждения на сегодняшний день также не предусмотрено. А между тем отсутствие четкой нормативной базы не позволяет прогимназиям, в отличие от других учреждений, рассчитывать на законное финансовое поощрение. В результате оказывается, что прогимназии поставлены заранее в менее выгодные условия существования, нежели учреждения "привычной" формы обучения.

Но даже среди таких оригинальных учреждений, как питерские прогимназии, есть свой уникум - национальная финская прогимназия "Тайми" (N 647). Открылся детский сад 15 сентября 1993 года. А в 1997 году на его базе появилась еще и начальная школа. Само учреждение носит национальный статус, являясь единственным дошкольным финскоязычным образовательным учреждением в России. В "Тайми" уделяют особое внимание изучению финского и английского языков, работают различные кружки, которые способствуют всестороннему развитию ребенка. Самоотверженная работа педагогов приносит свои плоды. Так, помимо многочисленных завоеванных на региональном уровне дипломов национальная финская прогимназия добилась признания и на более высоком уровне. "Тайми" была выдвинута защищать честь Санкт-Петербурга на международной выставке в Москве в 2002 году, где получила звание лауреата.

Имеет учреждение и прочные связи с Финляндией. Налажен дружеский контакт с Центром работы с детьми в городе Ювяскюля. По обмену питерские дети ездят в Финляндию, в свою очередь, в город на Неве часто приезжают заграничные гости. Безусловно, ведется и профессиональный обмен по линии управленческой деятельности, а также по линии педагогического направления работы. Но пока вся работа строится благодаря личной инициативе руководителей детских учреждений в Санкт-Петербурге и Ювяскюля, находящихся по разные стороны государственной границы. Впрочем, не исключено, что, учитывая уникальность "Тайми", к процессу подключится и финское консульство в Петербурге.

Конечно, все новое всегда с трудом прокладывает себе дорогу. Тем более, когда то же самое российское правительство после сказанного "а" тут же охладело к собственному детищу. Но на наш взгляд, даже учитывая некую экспериментальность существования прогимназий, к этому достаточно новому явлению в российском образовании стоит отнестись с должным вниманием. Определенную лепту в дело становления прогимназий могли бы внести и власти Петербурга - как депутаты Законодательного собрания, так и чиновники комитета по образованию. Возможно, имеет смысл выйти с соответствующей законодательной инициативой и на федеральный уровень, коль уж идея создания прогимназий пришла именно "сверху". Но для этого необходимо внимательно изучить те проблемы, с которыми столкнулись энтузиасты-первопроходцы. Что называется, снизойти до вопроса, обойти все своими ногами и увидеть все своими глазами. Или, по крайней мере, пообщаться с заинтересованными сторонами. В любом случае, одним "ненаполненным" постановлением правительства отделаться явно не удастся. Сама собой жизнь налаживается только в сказках - это знают даже дети.

Комментарии

Андрей Вишня, начальник отдела образования Фрунзенской районной администрации:

- К сожалению, в вопросе прогимназий от районной администрации мало что зависит. Конечно же, большинство существующих трудностей решаемы. Но остается главная: куда выпускаются дети после прогимназии? В результате все, что вложено в воспитанников этих образовательных учреждений, практически "растворяется". Ребенок получает отличное образование, а потом этот задел разваливается, не получая должного продолжения.

Из этого следует, что необходима преемственность, то есть прогимназии должны быть при других учебных учреждениях. Кстати, в царской России прогимназии были отдельными юридическими лицами. Но при этом все они были закреплены за гимназиями либо были их структурными подразделениями. Безусловно, прогимназии создают комфортные условия для обучения, что значительно повышает качество образования. Поэтому решать существующие проблемы нужно, причем как минимум на уровне питерского законодательства. Скажем, хорошим подспорьем были бы нормативные акты правительства города.

Что же касается прогимназии N 647, то ее надо ориентировать на конкретное среднеобразовательное учреждение. Более того, вероятно, принимать решения надо предметно, по каждой конкретной прогимназии. Ну, а конечной целью должна стать ликвидация "обрыва" образования.

Наталья Евдокимова, председатель комиссии по социальным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

- Должна сказать, что сегодня вопрос правового статуса прогимназий не урегулирован, как, впрочем, и многие другие в сфере образования. Вот с 1 апреля началась запись в первый класс, и поскольку экзамены для будущих первоклашек отменены, то в гимназии и школы с углубленным изучением ряда предметов попадут дети, чьи родители успели первыми занять очередь. А потом, как показывает опыт последних лет, у некоторых ребят начнутся серьезные проблемы с учебой. Я и ряд моих коллег-депутатов считаем, что назрела необходимость разработки городского закона об образовании - по аналогии с уже действующим в Москве. Что касается прогимназий, то урегулирование правового статуса этих образовательных учреждений особенно актуально в связи с планируемым переходом на 12-летнее обучение.

Кстати

Русский язык изучается в Финляндии как иностранный с первой половины XIX века. Небольшое русскоязычное меньшинство проживает здесь с начала XVIII века. В последние годы стало заметным присутствие в детских садах и школах детей с родным русским языком - обычно это дети из семей этнических финнов, переехавших в Финляндию.

ЧУДО-ДЕТИ

Одаренные дети всегда поражали современников. своей способностью постигать вещи, выходящие за рамки понимания даже именитых профессоров. Эти юные гении решают невероятно сложные математические задачи, сочиняют удивительные симфонии - и все это на первых десяти годах жизни! Например, Зера Колберн, родившийся в XIX веке в Вермонте, всего за четыре секунды мог сосчитать, сколько секунд содержится в 12 годах. А Вольфганг Амадей Моцарт блестяще играл на скрипке и фортепиано, когда ему было всего три года.

Бразилец ливанского происхождения Зиад Юсу Фаззах разговаривает, читает и пишет на 54 языках. Когда Зиаду исполнилось 12 лет, оказалось, что он обладает уникальной памятью и исключительной способностью к изучению иностранных языков. Достаточно сказать, что ему понадобилось всего три недели, чтобы выучить португальский язык.

Эварист Галуа, великий французский математик, в 12 лет после основательной домашней подготовки поступил в четвертый класс лицея Людовика Великого в Париже. Спустя пять лет он опубликовал свою первую работу, посвященную периодическим непрерывным дробям.

11 - летний вундеркинд из Алтайского края изобрел холодильную установку, которая работает без компрессора и поэтому не требует электричества, а также телевизор с трехмерным изображением. Рассказывают, что мальчик представил свои изобретения на научной конференции в Алтайском государственном техническом университете. Эксперты выдвинули уникальные работы мальчика на получение авторского свидетельства.

Гарри Каспаров в 12 лет выиграл чемпионат СССР среди юниоров, а в 22 года стал самым молодым чемпионом мира. Каспаров считает, что способности к шахматам, музыке и математике связаны с мощной, но узкоспециализированной зоной мозга, которая может приводиться в действие в раннем детстве и развиваться независимо от психики. Поэтому литературные таланты редко проявляются в детстве, ведь написание книг требует жизненного опыта и знания мира. В силу своего абстрактного характера музыка математика и шахматы такого опыта не требуют.

Сегодня вундеркинд не такая уж редкость. Мы часто слышим о том, что ребенок окончил школу в 13 - 14 лет и поступил в вуз. Видимо, это уже в порядке вещей. Специально растить вундеркиндов нет смысла (да и вряд ли получится), но если заметны выдающиеся способности ребенка в той или иной области, то долг родителей - помочь этим способностям развиться.

Дмитрий Светин, Ирина Сонина

Правительство Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также