Смещение акцентов

Бурное развитие транспортной и строительной отраслей Петербурга позволяет сохранять высокие темпы роста объемов автолизинга

Автомобильный лизинг остается наиболее востребованным видом лизинговых услуг на петербургском рынке. Предприятие, приобретающее автомобиль по лизинговой схеме, сразу получает ряд преимуществ. Основные из них - ускоренная амортизация, отсутствие необходимости изъятия из оборота значительной суммы на покупку автотехники, а также снижение налогового бремени (оборудование, взятое в лизинг, относится на себестоимость или вовсе может оставаться на балансе лизинговой компании, что позволяет экономить на выплатах по налогу на имущество).

По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, на автотранспортные средства приходится 37% от суммарного объема сделок, заключенных в прошлом году лизинговыми компаниями Санкт-Петербурга (далее, с большим отставанием - 22,4%, следует строительная техника). При этом абсолютно все компании (их более 70), попавшие в исследование ассоциации, имеют в своем портфеле договоры на лизинг легковых автомобилей и 90% - на лизинг грузовиков и специальной автотехники.

По оценкам специалистов, емкость рынка автолизинга в Петербурге превысила 80 млн долларов, увеличившись более чем вдвое всего за полтора года. Генеральный директор ЗАО "Альянс Лизинг" Михаил Рыбаков считает, что темпы роста в будущем чуть замедлятся, однако в абсолютном выражении объемы сделок продолжат увеличиваться. "Пока же темпы роста очень существенны. Только по нашей компании объем вложенных в проекты автолизинга средств в первом полугодии вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2,9 раза и достиг 307 млн рублей", - отмечает Михаил Рыбаков.

Если говорить об уровне конкуренции в сегменте автомобильного лизинга, то он растет очень быстро, и рынок уже близок к насыщению. Все это, разумеется, работает на благо лизингополучателя. Если еще год-два назад лизинговые компании предлагали эксклюзивные программы обслуживания лишь клиентам, приобретающим автомобили на сумму от 300-500 тыс. долларов, то сейчас на индивидуальные условия может рассчитывать и тот клиент, которому необходима одна или две машины представительского класса. Рост конкуренции приводит также к снижению лизинговых ставок и страховых взносов, пусть и незначительному, но неуклонному.

Не удается радикально переломить ситуацию только со сроками сделок. Немалое число компаний декларируют, что готовы обеспечивать финансирование контрактов на период до пяти лет, однако столь долгосрочные сделки пока единичны, а реальный срок обычно не превышает трех лет. Связано это с тем, что большинство лизинговых компаний в Петербурге (равно как и по всей стране) либо учреждены банками, либо работают с ними в партнерской связке, а собственных долгосрочных ресурсов имеют немного. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, почти половина (44%) финансирования лизинговых компаний города была обеспечена в прошлом году за счет займов кредитных организаций. Сами же банки крайне скованы в выделении ресурсов на пять и более лет для лизинговых "дочек" как в силу ограничений, накладываемых нормативом Банка России - "предельный размер риска на одного заемщика", так и по причине недостаточной "длины" пассивов. И если первая проблема может быть решена путем создания не одной, а сразу нескольких лизинговых "дочек", то вторая без структурных макроэкономических перемен практически неразрешима.

Кредит или лизинг?

Одним из факторов, способных снизить привлекательность лизинга легковых автомобилей, является бурное развитие банками программ кредитования. В Петербурге объем выданных кредитов на приобретение автотранспорта уже исчисляется десятками миллионов долларов, новые игроки в этом сегменте появляются каждый месяц, а доля машин, приобретаемых в петербургских салонах в кредит, перевалила за 20%.

Казалось бы, лизинг и кредитование рассчитаны на разные слои потребителей: первая услуга - на юридических лиц, вторая - на физических. Но, во-первых, существуют отдельные (пусть пока и не массовые) банковские программы кредитования корпоративных клиентов на покупку легковых машин. Во-вторых, растет число индивидуальных предпринимателей, которые могут выступать как заемщиками банка, так и лизингополучателями. Наконец, предприятие, решившее обеспечить свой персонал (как правило, топ-менеджмент) легковыми автомобилями, тоже имеет возможность выбора между двумя инструментами.

В обоих случаях клиент начинает пользоваться автомобилем сразу, сроки выплат взносов примерно равны (обычно не более двух-трех лет). Разница заключается лишь в том, что для приобретения машины в лизинг не требуется залог, а также в том, что формально заемщик банка становится собственником машины сразу, а клиент лизинговой компании - только по завершении расчетов.

В этих условиях основным фактором, влияющим на выбор потребителя в пользу банка или лизинговой компании, является стоимость услуг. А вот она пока оказывается ниже у лизингодателей. И если для Москвы, переживающей настоящий бум потребительского кредитования, разница в ставках по двум этим инструментам постепенно снижается из-за усиления банковской конкуренции, то Петербурга это коснулось пока куда как в меньшей степени. "Ценовая политика - это главное, что выгодно отличает автолизинг от кредитования. Если автомобиль, приобретенный в кредит, обойдется потребителю минимум на 20% дороже начальной стоимости, то при использовании лизинговой схемы переплата составит 15-16%", - говорит один из учредителей ООО "Петроконсалт" Михаил Тимошенко.

Поэтому руководители лизинговых компаний в один голос уверяют, что не боятся конкуренции с банками. "Мы, наоборот, считаем, что кредитование и лизинг могут удачно дополнять друг друга. Предприятие, которое сегодня пользуется кредитными схемами для покупки автомобилей, рано или поздно воспользуется и лизингом", - убежден Михаил Рыбаков.

Тем не менее отчасти из-за конкуренции друг с другом, отчасти из-за конкуренции с банками ряд лизинговых компаний города начали внедрение дисконтных спецпроектов с автосалонами и даже реализацию программ операционного лизинга, предусматривающих предоставление дополнительных услуг, таких как техническое обслуживание автопарка клиента.

Помог юбилей

Однако есть сектор, где конкуренция между автолизингом и кредитованием почти невозможна. Это относится к приобретению грузового автотранспорта, строительной автотехники и автобусов. В этих случаях, как правило, речь идет о суммах в сотни тысяч долларов, и на первый план уже выходят не столько налоговые послабления, предоставляемые в результате сделки с лизингодателем, сколько гораздо более прозаические обстоятельства: далеко не каждое строительное или транспортное предприятие Петербурга имеет свободные ресурсы в таком объеме или способно беспрепятственно привлечь банковский кредит на соответствующую сумму. Кроме того, в случаях с грузовым транспортом и спецтехникой лизинговая компания берет на себя довольно важную и хлопотную функцию - контроль за процессом поставки оборудования (транспортировка, таможенное оформление, регистрация и т.п.).

"Автокредитование уже сейчас становится ощутимым конкурентом для лизинговых компаний на рынке легкового автотранспорта, - рассуждает начальник отдела лизинга автотранспорта группы компаний "Балтийский лизинг" Михаил Королев. - Зато постоянно растут объемы лизинговых сделок с грузовым транспортом, так как автопарк стремительно устаревает, а спрос на грузоперевозки и строительные работы непрерывно растет".

"Год празднования 300-летия Петербурга вызвал огромное оживление на строительном рынке города, что соответствующим образом сказалось на количестве приобретаемой в лизинг техники, - утверждает Михаил Тимошенко. - Также в прошлом году было осуществлено достаточное финансирование бюджетных предприятий города, таких как "Водоканал СПб" и "ТЭК СПб", для обновления основных средств, что тоже выразилось в увеличении объемов лизинга. В начале 2004 года объемы, правда, несколько упали, но остаются достаточно высокими. Около 80% от общего объема наших сделок составляют грузовой транспорт и автомобили специального назначения, а наиболее активные потребители услуг - участники строительного рынка и индустрии стройматериалов, потребности которых растут день ото дня".

Директор ООО "Балтонэксим Лизинг" Евгений Несветайлов отмечает и другую тенденцию прошлого и первой половины нынешнего года - это потребность крупных компаний, специализирующихся на оказании транспортных услуг различной направленности, в переоснащении своего автомобильного, автобусного, грузового парка. "На наш взгляд, в последнее время резко возрос спрос на предоставление в лизинг именно большого количества автотранспорта - как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Прорабатываемые нашей компанией лизинговые заявки свидетельствуют о готовности потенциальных лизингополучателей идти на существенное обновление своих автохозяйств (на суммы до 1-1,6 млн долларов). Правда, при условии "удлинения" лизинга до четырех-пяти лет, что является пока сдерживающим фактором".

По словам директора ООО "Интерлизинг" Кирилла Царева, если по итогам 2003 года лизинг грузового автотранспорта в общем портфеле компании занимал 17%, то на 1 июля 2004 года - уже 28%. "В прошлом году объемы операций по лизингу легковых и грузовых автомобилей были примерно равны, а сейчас это соотношение составляет уже один к двум, - отмечает Кирилл Царев. - Примечательно также, что наметилась тенденция роста доли импортной и, следовательно, более дорогой техники, хотя 70% приобретаемого в лизинг грузового автотранспорта произведено в России".

Алексей Клепиков Санкт-Петербург

Амбиции малого бизнеса питают развитие лизинга  »
Юридические статьи »
Читайте также