"Посредники не нужны"

Началась подготовка к реформе, которая преобразует систему ОМС из распределительной в страховую

В ближайшее время российскую бесплатную медицину ждут значительные перемены. В основу реформирования системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС), по замыслу идеологов, должно быть положено несколько новых законов. Первый, "О государственных гарантиях медицинской помощи", более четко обозначит набор бесплатных медицинских услуг, гарантируемый каждому гражданину РФ, а также медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи. Второй, "Об обязательном медицинском страховании", определит порядок взаимодействия фондов ОМС, страховых компаний и медицинских учреждений. Кроме того, разрабатывается закон "О государственных (муниципальных) некоммерческих автономных учреждениях", регулирующий изменение формы собственности медучреждений, в результате которого они должны избавиться от привычки к бюджетному финансированию и научиться зарабатывать деньги.

В течение двух последних лет вовлеченные в законотворческий процесс ведомства (Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минфин и ФСФР) вынесли на обсуждение правительства несколько вариантов законопроектов, но ни один из них не устроил заинтересованные стороны. Тем временем определенные перемены в системе ОМС Петербурга уже идут. На вопросы об их целях и ожидаемых последствиях корреспонденту "Эксперта СЗ" ответил исполнительный директор петербургского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) Юрий Михайлов:

- В финансировании ОМС произошли немалые перемены: с начала 2005 года уменьшились поступления единого социального налога в фонды ОМС. Если ранее в ФОМС зачислялось 3,6% ЕСН, из которых 0,2% шло в федеральный фонд, а 3,4% - в территориальный, то сегодня отчисления снижены до 2,8% ЕСН, причем на долю ТФ ОМС остается всего 2%. Как вы оцениваете эти изменения?

- Думаю, эта мера была неизбежна: сложившаяся в стране за 14 лет система обязательного медицинского страхования оказалась крайне неоднородной. В разных субъектах Федерации финансовая обеспеченность программ ОМС различается на порядок в зависимости от наполненности регионального бюджета и позиции местного правительства. Перераспределение ЕСН в пользу федерального фонда ОМС позволяет выравнивать ситуацию, дотируя особенно неблагополучные республики и области.

Одновременно возросли обязательства субъектов Федерации по финансированию медицинского обслуживания неработающего населения. Но правительство Санкт-Петербурга отнеслось к этому с пониманием, увеличив расходы в бюджете 2005 года на 700 млн рублей. Конкретно наш фонд после введения нового порядка распределения налога потерь не ощутил.

- Тем не менее бюджет ТФ ОМС вырос всего на 5%, что раза в три ниже уровня официальной инфляции. Значит, потери все же есть?

- В этом году постановлением правительства Санкт-Петербурга коммунальные расходы на содержание лечебных учреждений (ЛУ) финансируются из регионального бюджета. Следовательно, средства фонда ОМС будут направлены на оплату оказанных медицинских услуг и заработную плату медперсонала. Повышение зарплат медицинским работникам в этом году не планируется (если помните, в 2004-м заработную плату повышали дважды). Соответственно, есть основания говорить, что в нынешнем году собственно медицинские услуги будут финансироваться лучше, чем в предыдущем.

Отсечение конкуренцией

- Тем не менее существует дисбаланс между обязательствами, принятыми на себя государством по программе ОМС, и возможностями по их выполнению.

- Денег в социальном здравоохранении всегда не хватает, это верно для любой страны, не только для России.

- Некоторые СМИ утверждают, что дефицит системы ОМС составляет 40 млрд рублей в год. Можете назвать дефицит петербургской территориальной программы ОМС?

- Не могу и не верю, что можно корректно просчитать размер дефицита. В системе здравоохранения отсутствует исчерпывающая и достоверная статистика. Вот лишь один пример из нашей практики. Осенью прошлого года ТФ ОМС Петербурга перешел к новой методике финансирования учреждений амбулаторно-поликлинического звена. До тех пор средства из бюджета ОМС выделялись поликлиникам по душевому принципу, то есть в зависимости от численности прикрепленного к учреждению населения, а не от объема оказанной помощи. Введенная с осени методика финансирования увязывает напрямую размер средств, перечисляемых в ЛУ, с количеством посещений пациентов. Прежде чем переходить к новой методике, мы запросили у лечебных учреждений статистику о затратах, о количествах посещений и в соответствии с этими данными рассчитали тарифы. Полученные с подачи самих ЛУ тарифы оказались настолько низкими, что поставили поликлиники на грань финансовой катастрофы. В результате мы были вынуждены дважды в течение квартала пересматривать тарифы.

Не думаю, что стационары более точно могут рассчитать себестоимость своих услуг: они в большинстве случаев не понимают, что медицинская услуга - это не только собственно процедура, но и все, что с ней связано, включая причины обращения гражданина за медицинской помощью. Каким образом в таком случае можно просчитать реальный дефицит средств в системе государственного здравоохранения? Выйдет оцифрованная разница между тем, сколько хотят получать лечебные учреждения на свое содержание, и тем, сколько они получают реально.

- Насколько известно, новая система оплаты услуг поликлиник привела к тому, что одни лечебные учреждения смогли заработать больше, чем при "подушевом" финансировании, зато другие, расположенные в малонаселенных районах, не в состоянии наполнить даже фонд заработной платы. Что делать с такими ЛУ? Закрывать?

- На основе полученных данных о результатах деятельности поликлинического звена, а также опираясь на расчеты об оптимальном объеме коечного фонда, городской Комитет по здравоохранению в этом году начал реструктуризацию системы медицинских учреждений. Мощности ЛУ необходимо привести в соответствие с реальными потребностями населения в медицинской помощи. После трансформации государственных ЛУ в автономные предприятия на рынке останутся те, которые будут способны содержать себя, неважно, за счет коммерческой деятельности или участия в программе ОМС.

Операторы не нужны

- Похоже, вы уже начали оптимизацию количества страховых компаний, задействованных в выполнении программы ОМС. Вы взяли курс на сокращение партнеров-страховщиков?

- Мы не оспариваем законное право любой страховой компании, получившей лицензию, заниматься обязательным медицинским страхованием. Но средства фонда являются бюджетными, федеральной собственностью, и мы обязаны в соответствии с действующим законодательством передавать их в коммерческие организации только при соблюдении определенных правил и процедур. Отдельные страховые организации пытались оказывать давление на исполнительную дирекцию фонда, используя методы правового и неправового характера, чтобы заставить нас передать им средства из бюджета фонда без соблюдения этих процедур. Мы занимаем по данному вопросу принципиальную позицию - действовать, строго соблюдая нормы законодательства. Мы также оставляем за собой право контролировать, насколько добросовестно выполняют наши партнеры поставленные перед ними задачи.

- Возможно, страховым компаниям, работающим с деньгами ОМС из-за двух процентов, которые полагаются им в качестве вознаграждения, нет ни малейшего смысла прикладывать дополнительные усилия к сбережению "чужих" денег.

- С учетом величины бюджета фонда эта сумма на год составляет около 150 млн рублей. На мой взгляд, деньги достаточно большие. В конце концов, если СК считает, что этого недостаточно, она может отказаться и ее работу будет выполнять фонд.

Разрабатываемый закон об обязательном медицинском страховании должен устранить проблему пассивного участия СК в программе ОМС, введя элемент дополнительного риска для страховщика. Сегодня СК отвечает за тот объем финансирования, который получила из ТФ ОМС. Если услуг, предоставленных лечебными учреждениями, оказывается больше, страховщик обращается в фонд за субвенцией. По новому закону, СК, превысившая лимиты в рамках определенной суммы, идет на риск. Получит страховая компания убыток или нет, будет зависеть от эффективности ее работы с лечебными учреждениями, от действенности выстроенного механизма контроля за лечением. Это более правильный подход: СК, участвующие в программе ОМС, перестанут быть посредниками, через которых осуществляется перевод государственных денег, и начнут наконец выполнять страховые функции.

Право перераспределения

Директор управления ДМС компании "Росгосстрах-Северо-Запад" Александр Марценко:

- Одно из планируемых нововведений, активно обсуждаемых страховщиками, - возможность задействовать средства ОМС при оказании услуг по договору добровольного страхования. Предполагается, что если компания страхует коллектив предприятия и по ОМС, и по ДМС, то сможет оплачивать гарантируемые государственной программой услуги из средств ОМС (сейчас владельцы полисов добровольного страхования фактически не пользуются своим правом на бесплатную медицинскую помощь). Отношение страховых компаний к этой инициативе правительства неоднозначно. Те СК, которые занимаются одновременно и добровольным, и обязательным медицинским страхованием, ее приветствуют. За счет перераспределения средств они смогут снизить стоимость полисов ДМС. Иначе расценивают свои перспективы компании, работающие исключительно на рынке ДМС. Они не смогут выставить конкурентные цены и будут терять клиентов.

Проблема дисбаланса

Генеральный директор компании "Капитал-Полис" Алексей Кузнецов:

- Одна из задач, которая ставится в ходе подготовки к реформе системы ОМС, - преодоление дисбаланса между размером государственных гарантий медицинской помощи населению и финансовыми возможностями их обеспечить. Но подготовкой хороших законов проблему не решить, это как в арифметике - условие необходимое, но недостаточное. Одновременно должен решаться второй вопрос - увеличение финансирования системы здравоохранения. Но он, похоже, пока неразрешим. В подготовленных законопроектах, определяющих основу реформы здравоохранения, предполагается, что некоторые виды обязательной медицинской помощи, финансируемые сегодня из бюджетов разных уровней, будут включены в систему ОМС. Но система и так крайне перегружена. Лично меня намерение усилить финансовую нагрузку на систему ОМС настораживает, так как дополнительных источников доходов не просматривается.

Санкт-Петербург Юрий Михайлов

Бои местного значения за полисы ОМС  »
Юридические статьи »
Читайте также