Неважный климат

Нежелание правительства Петербурга наладить диалог с бизнесом ставит под сомнение искренность намерений Смольного выполнять взятые на себя обязательства по развитию городской экономики.

Нельзя оставить без комментариев опубликованные в журнале "Эксперт" (№22 от 13-19 июня 2005 года) материалы о деятельности исполнительной власти Санкт-Петербурга. Правительство Петербурга обосновывает эффективность своего управления городской экономикой впечатляющими цифрами ее роста. Однако внимательный анализ показывает, что картина не такая уж радужная.

Не успех, а отсталость

Прошлогодний прирост промышленности Санкт-Петербурга (14%) действительно более чем в два раза выше показателя по России в целом. Но в то же время он ниже среднегодового прироста промышленности города за период с 1999 года, который составляет 15,9%. Рост иностранных инвестиций в 40% впечатляет только своей абсолютной величиной, но она ниже показателя для России в целом (50%). А прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Петербурге уже вдвое ниже среднероссийского. Заметим, кстати, что по накопленным ПИИ на душу населения Россия занимает одно из последних мест среди растущих рынков, включая Вьетнам и Филиппины. За последнее десятилетие (1993-2003 годы) в нашу страну привлечено ПИИ в два раза меньше, чем в Польшу, в десять раз, чем в Бразилию, и в тридцать раз меньше, чем в Китай.

Вообще говоря, сравнивать Санкт-Петербург со всей Россией не совсем корректно, поскольку более 70 субъектов РФ - дотационные. Правильнее соотносить достижения города с такими же регионами-донорами федерального бюджета. Возьмем, например, самый близкий - Ленинградскую область. По среднегодовым темпам роста ВРП за последние пять лет Петербург проигрывает Ленобласти 3,7%. Если взять кризисный 1998 год, то ВРП в Ленобласти вырос по отношению к нему почти в 1,9 раза, в Петербурге - в 1,6 раза. Относительно 1995 года промышленное производство в области выросло почти в 2,5 раза, тогда как Петербург далек даже от удвоения этого показателя. Если точкой отсчета будет дореформенный 1990 год, то его уровень по промышленному производству Ленобласть преодолела еще в 2002 году и к 2005 году начала выпускать продукции уже в 1,6 раза больше. Петербург же к 2005 году сумел выйти лишь на показатель 82%. При сохранении нынешних среднегодовых темпов промышленного производства Петербург выйдет на дореформенный уровень в 2006 году, в то же время в Ленобласти его объем окажется в 2,6 раза выше своего пика в социалистическую эпоху.

Среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал за 2000-2004 годы в Ленинградской области были выше в 3,7 раза. Самым объективным показателем достижений в деле создания благоприятного бизнес-климата в регионе является объем прямых иностранных инвестиций, с чем согласны и чиновники Смольного. За последние шесть лет (с 1999 по 2004 год) такой огромный мегаполис, как Санкт-Петербург, который к тому же значительно превосходит Ленобласть в плане потенциальной инвестиционной привлекательности и по экономическому потенциалу, существенно отставал даже по абсолютному объему этих инвестиций. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в области составил 809,8 млн долларов, а в Петербурге - 527 млн. Более корректное сравнение прямых иностранных инвестиций на душу населения еще печальнее для города. На одного жителя Петербурга приходилось 133 доллара против 485 в области (в 3,6 раза больше).

Неэффективность власти

Из вышеуказанного сравнения можно сделать вывод об эффективности власти каждого региона. И законодательная база играет здесь приоритетную роль. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" за 2004 год, инвестиционное законодательство Санкт-Петербурга занимает только 52-е место по привлекательности среди других субъектов Федерации. Ни для крупных, ни для малых инвестиционных проектов в городе нет ясного и открытого административного алгоритма. Инвестиционное законодательство разрозненно, запутанно, противоречиво.

Это подтверждают данные федеральных и региональных опросов, в том числе и анкетирование, проведенное нашей ассоциацией. Пятью главными препятствиями иностранные инвесторы считают коррупцию, административные барьеры, избирательное толкование и применение законов, непрозрачность и противоречивость законодательства, конфликт между государством и бизнесом. Если вникнуть в содержание широко используемого всеми штампа "административные барьеры", определить причины, вызывающие массовую коррумпированность чиновничества, то окажется, что их суть одинакова. Это запутанность и противоречивость или попросту отсутствие процедур, регламентов, сроков выполнения и ответственности конкретных должностных лиц. Главный инструмент для лечения этих болезней - законодательное закрепление. Именно на это направлена основная идея "Инвестиционного кодекса Санкт-Петербурга" - в правительстве города должен быть единый орган, отвечающий за взаимоотношения с инвесторами, должны быть законодательно закреплены необходимые процедуры, регламенты, сроки прохождения согласований и реальная ответственность чиновников.

Приход в Петербург таких крупнейших мировых автопроизводителей, как Toyota, способен дать мощный мультипликативный эффект для городской экономики только при грамотной политике властей, стимулирующей техническое и технологическое переоснащение сотен малых и средних промышленных предприятий города, призванных обеспечивать иностранную автосборку комплектующими мирового уровня качества. Хотя неминуемый приход в Россию нескольких зарубежных автосборочных предприятий наши специалисты предсказывали еще полтора года назад, власти Петербурга так и не успели подготовиться к приходу Toyota. При Комитете экономического развития была сформирована соответствующая рабочая группа. Она разработала ряд неплохих предложений, но в целевую программу эта инициатива так и не превратилась. В результате Петербург может упустить прекрасную возможность стимулировать рост своей промышленности: перспективная ниша быстро заполнится предпринимателями из других регионов, имеющих, в отличие от Петербурга, опыт работы на автопром. Которые, кстати, получат также современный экспортоориентированный механизм, поскольку производство автокомпонентов для Toyota открывает колоссальные возможности выхода на международный рынок комплектующих.

Правительство Санкт-Петербурга уже столкнулось с подобной проблемой (о чем, кстати, Смольный предупреждали наши специалисты): компании Electrolux и BSH (Bosh и Siemens), начавшие строительство в городе своих заводов, не могут найти поставщиков комплектующих среди питерских предприятий.

Проблема - в мозгах

Непонимание городской властью вышеуказанной проблематики в определенной мере связано с ее менталитетом. Смольный ориентируется на крупных инвесторов и крупные российские предприятия. Вице-губернатор Михаил Осеевский прямо говорит: "...любая экономика держится на крупных китах". Между тем в странах ЕС малые и средние предприятия производят 70% ВВП, в Японии - 61, в США - 40%. Именно малые и средние предприятия создают рабочие места для большинства трудоспособного населения: в странах ЕС - 72%, в Японии - 78, в США - 54%. Средний и малый иностранный предприниматель способен стать надежным партнером для российской экономики, в том числе в сфере экспорта ее товаров и развития высокотехнологичных секторов промышленности.

В Петербурге около 700 крупных промышленных предприятий и более 12 тыс. средних и малых. Большинство крупных представляют собой своеобразные бизнес-центры по сдаче в аренду административных и производственных помещений, технических средств. Только несколько десятков из них сохранили и развили свой потенциал, стали конкурентоспособными на международных рынках. Именно поэтому ставки должны быть сделаны на новые рыночные структуры, доказавшие способность выживать в конкурентной среде. Они остро нуждаются в инвестициях, для привлечения которых необходимо реализовать несколько тысяч проектов. В "ручном режиме", к которому склонно правительство Петербурга, такую задачу решить невозможно. Тем более что технология "ручного режима" плохо срабатывает даже на крупных проектах. Это подтверждается недавним решением компании IKEA реализовать проект строительства двух мега-моллов общей стоимостью 500 млн долларов на территории Ленобласти. При этом представители компании, по существу, признают, что их первоначальное намерение построить комплексы в Петербурге осуществить не удалось из-за неадекватной политики городских властей.

Земельный хаос

Характерно, что основная проблема, по словам директора по связям с общественностью компании "IKEA-Россия" Ирины Ваненковой, заключается в скорости решения вопроса о выделении территории под застройку. При том что, как утверждают в правительстве Санкт-Петербурга, существующая в городе система выделения земельных участков соответствует самым высоким стандартам.

Приведем по этому поводу выдержки из заключения специалистов Санкт-Петербургского управления федеральной антимонопольной службы, полностью опубликованного в журнале "Конкуренция и рынок" в июне 2005 года: "Действующая нормативная база... регулирующая распределение земельных участков, содержит ряд внутренних и внешних противоречий, в том числе действующему антимонопольному законодательству... Недостаточно проработан механизм формирования лотов и реализации различных схем проведения торгов и конкурсов, что снижает привлекательность и перспективность участия в торгах инвесторов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Во многих случаях имеет место формальный подход к подготовке и проведению торгов, в результате чего большое количество земельных участков остается невостребованным, что приводит к неэффективному распоряжению собственностью Санкт-Петербурга и негативно влияет на состояние конкуренции в данной сфере, поскольку имеется узаконенная возможность получения земельного участка целевым назначением..."

Комментарии, на наш взгляд, излишни. Поэтому и необходим системный рыночный подход в экономической политике города. Мы считаем, что реализация наших предложений (в частности, разработанной нашими специалистами "Концепции инвестиционной политики Санкт-Петербурга" и подготовленного на ее основе законопроекта "Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга") способна направить движение городской экономики в нужном направлении, обеспечить ей необходимую конкурентоспособность.

Завершается второй год деятельности нового состава правительства Петербурга. Пора переходить от правильных речей к правильной, осмысленной и эффективной деятельности. Мы считаем, что это сделать невозможно без опоры на предпринимателей, их общественные организации. Каждой такой организации есть что предложить для развития города. Все они настоящие профессионалы, не понаслышке знающие реальную экономику. Позиция правительства по реализации подобных предложений будет той лакмусовой бумагой, которая определит искренность его намерений.

Сергей Очкивский (директор по развитию Санкт-Петербургской ассоциации совместных предприятий)

Три года без проверок Подарит Герман Греф малому бизнесу  »
Юридические статьи »
Читайте также