Страхование решает проблемы и дает работу

Три года назад в Петербурге зародилась традиция -- проводить в ноябре Российское страховое и перестраховочное рандеву. Решения, которые руководители страховой отрасли примут после своих встреч, так или иначе коснутся всех держателей страховых полисов. То есть фактически каждого петербуржца. Об этом мы беседуем с Виталием Архангельским, генеральным директором компании "СканМаринКонсалтинг" (Группа Осло Марин).

-- Есть как минимум четыре причины, по которым многие россияне, и петербуржцы в том числе, уже не могут себе позволить не интересоваться новостями со страхового рынка. Судите сами. Во-первых, в городе зарегистрировано почти 900 тыс. транспортных средств, а ОСАГО -- дело обязательное. Во-вторых, в стране кредитный "бум", а все крупные покупки в кредит (да и сами получатели кредитов тоже) обязательно должны быть застрахованы. В-третьих, состояние государственного здравоохранения таково, что каждый из нас при первой же возможности старается приобрести полис добровольного медицинского страхования. В-четвертых, непростое (и это мягко сказано) положение в государственной пенсионной системе вынуждает людей, которым сейчас 30 -- 40 лет, задуматься о негосударственном пенсионном страховании. Есть еще и в-пятых, и в-десятых...

-- Что за прошедший год произошло, на ваш взгляд, важного на страховом рынке?

-- Существует общая тенденция на всех рынках, а не только на страховом -- это усиление роли государства в экономике. В прошедшем году стал более строгим страховой контроль, компаниям было сказано, что они должны укрупняться и становиться более профессиональными. Те же, которые не будут выполнять эти высокие требования, рано или поздно лишатся лицензии. Действительно, нет никакой необходимости иметь в России 1500 страховых компаний -- где-то проще открыть филиалы крупных московских или региональных компаний...

-- Известно, как происходит укрупнение -- за счет поглощения более слабых конкурентов. И понятно, что добровольно никто не согласится потерять самостоятельность...

-- Ну почему, процесс потихонечку идет... Один из примеров -- приобретение страховой группой "Согаз" другого крупного игрока -- компании "Нефтеполис". Это не слияние, но первый шаг к нему... А вообще, многие за последний год потеряли свои лицензии -- особенно на рынке ОСАГО. Одна из причин, по которой это произошло (вернее, ее отсутствие), является, кстати, и одной из основных тем нашего рандеву -- это перестрахование. Именно благодаря перестрахованию можно было бы обеспечить стабильность страховых портфелей и гарантии страховых выплат.

Я не удивлюсь, если страховщики станут обращаться к нам как к брокерам по вопросам слияния компаний -- то есть по вопросам оценки портфелей, рисков... Одно из наших основных преимуществ заключается в том, что мы общаемся почти со всеми компаниями на рынке, знаем людей, репутацию, особенности бизнеса каждой компании.

-- Но ведь перестрахование к ОСАГО не относится...

-- Почему, ОСАГО -- это тоже живые риски, которые необходимо перестраховывать.

-- Законом об ОСАГО это не предусмотрено.

-- Зато российское страховое законодательство регламентирует показатели платежеспособности и убыточности по видам страхования, и дабы их улучшать, необходимо перестраховывать риски. Так должна делать любая нормальная компания, и многие это делают. Другое дело, что не у каждой компании ее риски примут в перестрахование, особенно если она имеет репутацию ненадежной или у нее плохая статистика убытков... Наше рандеву как раз и дает возможность директорам страховых компаний общаться, создавать себе правильный имидж среди контрагентов, обсуждать проблемы, делиться информацией о других участниках рынка, в том числе и негативной. Перестраховочный рынок маленький...

-- Год назад меня приятно удивили ваши слова о том, что вы как страховые брокеры работаете со множеством физических лиц -- значит, в стране появляются люди, очень серьезно подходящие к составлению своих страховых программ. Продолжилась ли эта работа в прошедшем году?

-- Повысился интерес к имущественным видам страхования, причем не только к страхованию транспорта от угона -- ведь под Новый год народ увидел, что такое наводнения, увидел серьезные пожары... Кстати, если говорить об автокаско: появился проблемный опыт -- люди почувствовали себя недостаточно профессиональными при общении со страховыми компаниями, и им понадобился посредник (в данном случае -- брокер), который может как правильно разместить риск, так и помочь при урегулировании убытков.

Все чаще к нам стали обращаться застрахованные люди именно с такой просьбой -- помочь при урегулировании убытков. Тут мы уже становимся юридическим консультантом. Иногда для защиты своего клиента используем наши контакты со страховыми компаниями

-- По каким поводам горожане обращаются к вам наиболее часто?

-- Просят ускорить процесс выплаты, просят проконтролировать ее правильность. Это в основном касается автомобилей, потому что выплат по автострахованию очень много, страховые компании иногда просто физически не могут справиться с рассмотрением документов -- особенно в тот период, когда начинается первый гололед и т. п.

Иногда клиенты просят нас помочь им правильно собрать выплатные документы, потому что если они собраны не все, то компания просто-напросто не имеет права сделать страховую выплату и все равно отправит клиента "дособирать".

-- Вы помогаете только своим клиентам - т. е. тем, кому вы помогли заключить договор со страховой компанией?

-- Нет, они приходят к нам просто как к консультанту, приходят отчасти от безысходности. Понимают абсурдность ситуации, но сами не чувствуют в себе уверенности, что им удастся самим собрать документы и закончить это дело.

-- Это платная услуга?

-- Да. Но мы в большей степени рассматриваем это как юридическую услугу: просмотреть комплект документов; сказать, каких не хватает, как правильно обосновать свою позицию, написать претензию...

-- Сколько стоит такая работа?

-- Ее стоимость зависит, конечно же, от круга задач, которые необходимо решить в каждом конкретном случае. Это могут быть как отдельные действия -- например, проверка выплатных документов на соответствие законодательству, -- так и полный комплекс действий по урегулированию убытка, включающий в себя в том числе прием документов, расследование страхового случая, оценку ущерба, составление страхового акта.

В любом случае, при оказании большого комплекса услуг (либо, например, при заключении постоянного договора оказания ассистанских услуг страховой компании) мы предлагаем привлекательные тарифы и гибкую систему скидок.

-- В последние год-полтора у нас много говорят о накопительном страховании жизни. Все предсказывают его скорый всплеск...

-- Вообще вопрос развития страхования жизни в России -- это очень больной вопрос. У нас оно находится в зачаточном состоянии. И именно здесь брокер, или, как говорят за границей, профессиональный финансовый консультант, может посоветовать, как правильно страховать жизнь. Когда у нас брокерство разовьется чуть более серьезно, и мы перейдем от страхования автомобилей к каким-то комплексным, сложным, налогосберегающим продуктам по страхованию жизни или пенсионному страхованию, тогда брокер будет гораздо более востребован. Кстати, одна из тем, которую мы собираемся обсуждать уже в 2006 году, -- это страхование жизни. Сейчас к нему пока делаются только первые шаги -- и в частности, это выражается в том, что работодатели все чаще страхуют свой персонал от несчастных случаев, а это первый шаг к страхованию жизни.

-- Наверное, проблема в бедности населения? Все-таки страховые компании стремятся получать по страхованию жизни никак не менее 700 -- 800 долларов в год от одного застрахованного...

-- В этом я не вижу проблемы. Рынок сейчас не настолько насыщен, чтобы отпихивать клиентов, поэтому любой пришедший в компанию, скорее всего, сможет выбрать себе подходящий по цене вариант -- даже если у него ежемесячно остается 20 -- 30 долларов. Просто в этом случае меньше удастся накопить.

-- Как вам кажется, сейчас человеку, который ищет работу, имеет смысл идти в страхование -- начать с простого агента и рассчитывать на карьерный рост хотя бы через несколько лет?

-- Почему нет? Я тоже начинал когда-то агентом. Это была очень хорошая школа жизни... Правда, через 3 месяца меня повысили в должности. Рынок сейчас очень быстро растет, и, начав сейчас с низшей стадии, можно рассчитывать, что он потребует специалистов, особенно молодых, с экономическим или техническим образованием.

-- В последнее время в финансовых изданиях все чаще появляются рассуждения о том, что продажа полисов через агентов -- это вчерашний день, весь цивилизованный мир покупает страховку либо через брокеров, либо в специализированных пунктах продаж, которые обычно расположены в банках.

-- Ну-у, это зависит от специфики страны. Разные культуры бывают, и в некоторых странах существуют исключительно агентские продажи. Сильно рассчитывать на помощь банка, даже своего, страховщикам пока не приходится, так как российские жители пока не привыкли приобретать полисы страхования жизни в банках, в отличие от Запада, где страхование жизни составляет ровно половину от общего рынка и люди привыкли покупать страховки даже в банках. В России главный канал продаж -- это агенты. И все же я согласен, что клиенту правильнее работать с крупной компанией -- не важно, страховая она или брокерская.

Алексей Крылов

Центробежная стратегия  »
Юридические статьи »
Читайте также