Оборотная сторона налоговой оптимизации

Вадим Ягудин, ведущий специалист по налогообложению юридической фирмы «Ардашев и Партнеры»

Сегодня в Федеральной налоговой службе России созданы специальные подразделения, основная задача которых борьба с «уклонистами». На счету этих отделов уже десятки раскрытых схем мошенничества в сфере налогообложения. Чтобы не стать очередной «жертвой», лучше заранее изучить методы, которые используют налоговые эксперты-аналитики.

В последнее время качество налоговых проверок сильно возросло. Они стали все больше напоминать расследования с применением приемов и способов, которые больше присущи уголовному процессу. В частности, возможны опросы и допросы лиц, причастных к работе фирмы, осмотры территорий и по-мещений, выемка и изъятие документов, различные экспертизы и т. д. Налоговые органы постоянно находят все более изощренные способы и источники получения информации о деятельности налогоплательщика.

«Агенты» налоговых органов

На сегодняшний день появились реально действующие быстрые и эффек-тивные способы проверки деятельности компаний. Они основаны на постоян-ном обмене информацией между различными правоохранительными, контро-лирующими и иными государственными органами и организациями.

Хорошо налажен процесс получения информации из различных внешних источников по запросам налоговых органов. Наиболее активно налоговые сотрудники используют данные, полученные из МВД, банков, таможенных орга-нов, лицензирующих органов, энерго- и теплоснабжающих организаций, предприятий водоканализационного хозяйства.

Паспортно-визовые службы МВД предоставляют налоговым инспекторам информацию о недействительных, утраченных паспортах, о месте жительства физических лиц. Это нужно для того, чтобы установить факты регистрации фирм на номинальных директоров, проверить аффилированность контрагентов. Оперативные подразделения МВД в необходимых случаях проводят розыск лиц, причастных к совершению налоговых правонарушений.

По информации, полученной по запросам из ГИБДД и транспортных организаций, проверяют, действительно ли имела место перевозка товаров. Например, при проверке могут установить, что автомобили, на которых по документам перевозили груз, в реальности не существуют.

Запросы в банк позволяют налоговым инспекторам контролировать движение денежных средств по расчетным счетам компаний. Это нужно для того, чтобы вовремя пресечь ситуации, когда фирма перестает отражать финансовые операции в бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, такое сотрудничество позволяет эффективно распознавать схемы мошенничества, основан-ные на фиктивности расчетов между фирмами, и доказывать их в арбитражных судах.

Таможенные органы предоставляют контролерам информацию о вывозе и ввозе товаров на территорию России, об уплате (возврате) НДС при ввозе това-ров, о недействительных бланках таможенных деклараций, о легитимности личных номерных печатей работников таможенных органов (для исключения случаев использования утраченных печатей).

Особое внимание эксперты-аналитики обращают на информацию об объемах потребления ресурсов, которую получают от энерго- и теплоснабжающих организаций, а также предприятий водоканализационного хозяйства.

Такие сведения они сопоставляют с показателями бухгалтерской и налоговой отчетности. В большей мере такой механизм проверки касается предприятий-производителей, хотя может быть использован при проверках других организаций.

Для того чтобы произвести единицу продукции, нужно использовать определенное количество ресурсов. Например, чтобы испечь буханку хлеба, необ-ходимо затратить определенное количество электроэнергии, воды, тепла и др. Подобные нормативы есть во всех отраслях (производство, строительство, ока-зание услуг и т.д.). Налоговые инспекторы при анализе заявленных данных сравнивают их с расходами, которые организация должна была понести по нормативам. Если они увидят явные несоответствия, допустим, на ту же буханку хлеба было израсходовано 200 мл воды, а не 50, и незавершенное производ-ство отсутствует, то обязательно спросят у организации, почему у нее такой высокий расход.

Аналогично - если предприятие заявляет, что им произведено, например, 1000 единиц продукции, а объем потребления ресурсов свидетельствует о возможности производства только 10 единиц продукции. Сомнения сотрудников налоговых органов по поводу реальности производства 1000 единиц товара бу-дут вполне обоснованными.

Основа контроля-камеральная проверка

Камеральные проверки становятся едва ли не основным инструментом контроля за предприятием. В последнее время широко используют автоматизацию первоначального отбора кандидатов для более тщательной проверки. Это позволяет значительно сократить время и исключает влияние так называемого «человеческого фактора».

При камеральной проверке инспектора, прежде всего, интересует «преемственность» отчетности. То есть насколько сведения представленной декларации сопоставимы с показателями за прошлые налоговые периоды и с данными по другим налогам.

Кроме того, проверяющий проводит «перекрестное» сопоставление отчетных данных cо всем комплексом имеющейся у него информации о фирме, независимо от источников ее получения. Так активно используются в работе раз-личные электронные базы данных, которые позволяют оперативно получать интересующую информацию по многим вопросам. Например, по зарегистрированным счетам-фактурам экспортеров, фирмам-однодневкам, недействительным ИНН и др. Данные о том, что фирма продолжает вести деятельность, про-веряющие черпают даже из публикаций в СМИ и сети Интернет. Это особо ак-туально, если компания сдает в налоговую инспекцию «нулевые» декларации, но продолжает размещать рекламу.

В рамках камеральных проверок контроллеры ежегодно сопоставляют динамику показателей отчетности организации со средними статистическими данными по аналогичным компаниям, работающих в этой же отрасли (по крупнейшим и основным налогоплательщикам такое сопоставление производится ежеквартально).

Механизм налогового расследования

Наиболее эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты налогов были и остаются встречные проверки партнеров. В качестве примера, ярко демонстрирующего их результативность, можно привести ситуацию, связанную с использованием «игрушечной» льготы по НДС.

Стоит пояснить, что механизм «игрушечной» схемы основан на передаче давальческого сырья для производства игрушек. Организациядавалец приобретает сырье и передает его предприятиям, оказывающим услуги по изготовлению товаров детского ассортимента (мягкие игрушки, швейные и трикотажные изделия, школьные тетради, детские кровати, обувь и пр.). Готовые товары фирма-давалец продает покупателям. Напомним, что при реализации детских товаров ставка НДС - 10 процентов (п. 2 ст. 164 НК РФ).

При этом изначально стоимость сырья высокая и, следовательно, суммы «входного» НДС также значительны. Стоимость услуг за переработку сырья, облагаемая по ставке НДС 18 процентов, минимальна. Также мала и наценка при реализации готовой продукции со ставкой НДС 10 процентов. Данное об-стоятельство приводит к тому, что сумма «входного» НДС по сырью и услугам, предъявленная организацией-давальцем к вычету, значительно превышает сумму НДС от реализации готовой продукции.

В 2003 году сотрудники ИМНС РФ № 13 по САО города Москвы провели встречную проверку ряда компаний. В ходе нее контроллеры обратили внимание на завод - изготовитель ООО «Сервис Групп XXI век». В частности было установлено, что здание, в котором якобы расположен завод, фактически - фруктохранилище. Помещение освещено всего одной лампой, в нем отсутствуют окна, централизованное тепло- и водоснабжение, канализация, нет никакого оборудования, отсутствуют следы производства игрушек (готовые изделия, запасы сырья, отходы).

Свидетели показали, что в данном здании какие-либо товары никогда не изготавливались. Кроме того, инспекторами было установлено, что сырье и готовую продукцию в реальности никуда не перевозили. При этом из представленных проверяемой фирмой документов следовало, что территориально поставщики сырья, ООО «Сервис Групп XXI век» и покупатели игрушек находятся в разных регионах России.

Также инспекторы установили, что реальных расчетов между участниками схемы не было. Платежи были осуществлены в течение одного банковского дня через счета, открытые в одном банке, по замкнутому циклу.

Все установленные факты позволили проверяющим и арбитражному суду сделать вывод о недобросовестности налогоплательщика и отказать ему в возмещении НДС (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 февраля 2004г. по делу № А40-34815/03-128-278). В последствии материалы налоговой проверки были положены в основу уголовного дела.

Советы специалистов

В заключение отметим, что фискальные органы в качестве приоритетного направления своей деятельности выбрали достаточно интересный способ. Они решили повысить эффективность налоговых проверок за счет превращения их в расследование.

Фирмам, которые слишком увлеклись схемами налоговой оптимизации, стоит задуматься о последствиях этих хитроумных операций. Уже сегодня они могут принять превентивные меры и применять более интеллектуальные схемы налогового планирования.

Использование же фирм-однодневок, списание на себестоимость «липовых» расходов, применение завышенных цен и т.д. стоит не только более тща-тельно продумывать, но и существенно ограничить. В противном случае реше-ние сиюминутных проблем с НДС и налогом на прибыль после ближайшей на-логовой проверки может обернуться огромными недоимками, пенями и штра-фами.

Новый год принесет налоговые проблемы Малый бизнес думает о новых схемах оптимизации налогообложения  »
Юридические статьи »
Читайте также