Минфину не до Козака Бюджеты регионов останутся без добавки

Сегодня Минфин доложит правительству, как федеративная реформа повлияет на обязательства бюджетов разных уровней. Следующий шаг реформы - закрепить за регионами доходные полномочия, достаточные для финансирования обязательств. На этот "налоговый передел" правительство пока не согласно.

В последние годы бюджетная централизация неуклонно нарастала: если в 1998 г. федеральный бюджет аккумулировал 47,7% доходов консолидированного бюджета, то в 2002 г. - уже 63,2%. Более того, регионы не отвечают за формирование своих доходов: более 80% территориальных налогов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, ставки и пропорцию распределения которых устанавливает Госдума.

"Низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе отчислений от федеральных налогов и доходов от собственных налогов снижает заинтересованность региональных и местных органов власти в экономическом развитии территорий", - констатируют очевидное чиновники Минфина в материалах к завтрашнему заседанию правительства. Однако остановить бюджетную централизацию Минфин не готов.

Подготовленные комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака законы о местном самоуправлении и о принципах организации органов власти не слишком сильно перераспределяют суммарный объем расходных обязательств. По оценке Минфина (в группе Козака ранее были получены аналогичные результаты) , если бы внесенные законы уже действовали, то в 2003 г. расходы федерального бюджета увеличились бы на 20,4 млрд руб. , субъектов РФ - на 120,5 млрд руб. , а местных бюджетов уменьшились бы на 140,9 млрд руб.

Впрочем, если учесть нефинансируемые мандаты (по законам о ветеранах, инвалидах, льготах на проезд и т. д. ) , то консолидированные расходы вырастают с 30,5% до непомерных 49,6% ВВП. Больше половины этой нагрузки лежит на региональных бюджетах.

Отмена и приостановка мандатов - основное средство, помогающее сбалансировать полномочия и обязательства регионов, соглашается с Минфином источник в аппарате премьера. Но в предвыборный год, по его словам, правительство на это не пойдет. "Разговоры о бюджетной системе оторваны от жизни: мы не знаем, хватит ли у регионов в этом году денег и на ЖКХ, и на повышенные зарплаты бюджетникам", - говорит чиновник.

Впрочем, предложения Минфина по разграничению доходных источников и налоговых полномочий более чем скромны. Налог на прибыль, неравномерно собираемый в регионах и весьма мобильный (холдинговая компания может уйти в офшор или просто не платить налог по месту работы своих филиалов) , Минфин предлагает передать центру. Регионам останутся "равномерные немобильные" налоги: акцизы на ГСМ, земельный, подоходный налог, налоги на совокупный доход, имущество физлиц.

Разделение налогов между бюджетами по принципу равномерности и мобильности - "классика теории бюджетного федерализма", говорит Александр Андряков из Экономической экспертной группы. Но для выполнения расходных обязательств предложенного списка налогов явно недостаточно. Минфин намечает, что "основные доходы территориальных бюджетов по-прежнему будут формироваться за счет отчислений от федеральных налогов".

Комиссию Козака такая позиция финансистов совершенно не удовлетворяет. "Минфин охотно переписывает Бюджетный кодекс, но не идет на изменения налогового, - говорит директор Центра фискальной политики Галина Курляндская, которая возглавляет рабочую группу по межбюджетным отношениям в комиссии Козака. - Вся федеративная реформа становится нестабильной, так как Минфин и МНС не готовы наделить регионы полномочиями и ответственностью".

Борис Грозовский

Вода для ГЭС подешевеет  »
Юридические статьи »
Читайте также